sunny
-2°С Москва
BTC 97,313.36
00:54 26 апреля 2018
Наука и техника

Зачем в самолете ремни безопасности и как они устроены

Зачем в самолете ремни безопасности и как они устроены

«Пристегните ремни», – с этой фразы начинается любой перелет любой авиакомпании. Но почему ремни в самолете так не похожи на ремни безопасности в других видах транспорта? Этим вопросом задались журналисты американского издания Atlas Obscura и решили провести небольшое и на первый взгляд безобидное расследование.


Все сразу пошло не очень гладко. Федеральное управление гражданской авиацией США (FAA) от интервью отказалось. AmSafe, одна из крупнейших компаний-производителей ремней безопасности для самолетов, проигнорировала многочисленные запросы редакции. Эксперты в области авиабезопасности также либо не отвечали, либо отказывались давать комментарий, ссылаясь на то, что они не владеют необходимой информацией.


Один влиятельный бизнесмен и два инженера ответили на вопросы журналиста, но затем настояли на том, чтобы их имена не упоминались в публикации. А Эми Фэйхер, автор книги The Next Crash: How Short-Term Profit Seeking Trumps Airline Safety (в дословном переводе «Следующая авиакастрофа: как желание извлечь краткосрочную выгоду подрывает авиабезопасность»), завершила свое письмо словами: «Никто не хочет, чтобы люди знали правду»! Но на самом деле никакого заговора здесь нет.

Патент 1885 года на ремень безопасности.jpg

Патент на «безопасный ремень» от 1885 года

На заре автомобилестроения ремней безопасности в машинах либо не было вообще, либо покупатель мог сам решать, ставить их или нет. Однако в 1966 году, после выхода книги Ральфа Нейдера «Опасен на любой скорости», в которой автор осудил производителей автомобилей за недостаточное внимание к безопасности на дорогах, был выпущен первый американский закон, обязывающий производителя оборудовать ремнями безопасности все виды транспорта (кроме автобусов).

В большинстве самолетов ремни появились в 30-х – 40-х годах прошлого века, однако в 1947 году авиакомпании начали массово от них отказываться, ссылаясь на то, что туго затянутый ремень мог стать причиной внутренних повреждений в случае авиакатастрофы. Правда, этот аргумент меркнет по сравнению с количеством внутренних и внешних травм, которые получает непристегнутый пассажир в случае крушения.

Известная нам по сей день пряжка ремня безопасности в самолетах уже в 1972 году выглядела устаревшей. Именно такие замки поначалу устанавливали в автомобилях, но уже в конце 1970-х пряжку заменила знакомая нам кнопка, а еще чуть позже ремень стал фиксировать водителя в трех точках. Такой ремень мы используем и сейчас.

fasten-seat-belt-98607_1280.png

Такую пряжку сначала ставили в автомобили, а с 1972 она перекочевала в самолеты


Однако по ряду причин пряжка с рычагом, покинувшая салоны автомобилей, осталась в самолетах. Во-первых, часть автомобильного ремня, удерживающая плечо пассажира, крепится к раме, очень прочной детали автомобиля. В самолете же такой ремень крепился бы к намного менее прочной стене фюзеляжа. Можно было бы прикрепить его к креслу, но тогда пришлось бы укреплять уже сами кресла, что увеличило бы массу самолета. А такой эффект крайне нежелателен.


Во-вторых, достоинство пряжки с подъемным рычагом в том, что она вряд ли откроется случайно, но ее легко расстегнуть в случае чрезвычайной ситуации. Автомобильный замок с кнопкой мог бы открыться произвольно из-за падения на него какого-либо предмета. К тому же, учитывая почти полное отсутствие свободного пространства в салоне эконом-класса, никто бы не захотел копаться между сиденьями в поисках кнопки.

Ремни в самолетах остаются неизменными на протяжении десятилетий. Единственное, что поменялось – материал, из которого изготовлены стропы, он стал менее тянущимся. Это делает такие ремни особо привлекательными для авиакомпаний, известных своим желанием сэкономить на всем. «Я подозреваю, что эти устаревшие ремни, которые мы до сих пор видим в самолетах, были одобрены FAA как подходящие под минимальные требования безопасности, они легкие и дешевые», – пишет Фэйхер.

Но цена – не единственная причина. Безопасность во время полета сильно отличается от безопасности на дороге. Основная цель ремней в самолете не спасти вашу жизнь в случае маловероятного крушения, а уберечь пассажира от травм в более распространенных ситуациях – в зонах турбулентности и во время разгона и торможения на взлетно-посадочной полосе. Именно в этих случаях вам необходима дополнительная защита из-за высокой скорости самолета.

Другое различие – особенности движения самолета по сравнению с автомобилем. Резкие движения автомобиля могут происходить только на плоскости: вперед, назад и из стороны в сторону. Здесь вам помогает ремень, удерживающий плечо – он не дает телу по инерции вылететь из сидения. В самолете же логичнее защищать пассажира от резких движений вверх и вниз, как во время турбулентности. В таком случае удерживание плеча вам вряд ли поможет.

краш тест ремней.jpg

Краш-тест ремней безопасности. На фото, кстати, вертолет, но принцип тот же

FAA рассчитывает, какие ремни нужны, по результатам краш-тестов. Специалисты измеряют ускорение тела в случае удара. Идея в том, что чем больше скорость, тем надежнее должны быть системы безопасности. Чем больше расстояние между головой пассажира и ближайшим предметом, тем большую скорость тело наберет в случае удара или резкого движения. Поэтому в эконом-классе, где расстояние до впередистоящего обитого мягким материалом кресла минимально, мала и опасность сильного удара.

А что насчет бизнес-класса? Там расстояние больше – больше и опасность. В некоторых самолетах ремни в зоне первого класса больше напоминают автомобильные. Но самая надежная система безопасности должна быть у пилота и экипажа, потому что перед ними самое большое расстояние до ближайшего объекта. Поэтому ремни безопасности в кабине пилота обычно крепятся в пяти точках как в гоночных автомобилях.

пилот ремни.jpg

У пилотов и военной, и гражданской авиации ремни безопасности выглядят примерно одинаково

Кстати, эксперты в области транспортной безопасности утверждают, что данных о том, как сказываются на безопасности пассажиров самолета ремни автомобильного типа и другие удерживающие системы недостаточно. Поэтому ни одна авиакомпания не станет вкладывать средства в полную смену системы ремней.

Индустрия гражданской авиации все же делает маленькие шажки по пути усовершенствования системы безопасности, встраивая в ремни небольшие подушки безопасности. Однако ремни с пряжкой-рычагом стоят 50 долларов за штуку и подходят под требования FAA. Поэтому они-то и остаются в кабинах самолетов.