Школьная форма в России: от Петра I до Росстандарта
Идея возвращения к обязательной школьной форме уже по традиции витает в воздухе в начале нового учебного года. В этом году Роскачество впервые подготовило ГОСТ, которому должна соответствовать одежда школьников, а одиозный депутат Виталий Милонов предложил при разработке дизайна формы опираться на пример «Хогвартса», где обучался магии Гарри Поттер. Как и зачем в России в разные времена вводилась школьная форма, какой она была, и в чем смысл этой стандартизации
От бедняков британских морей...
Специальная одежда для учеников появилась на родине современного светского образования – в Англии. В 1552 году там открылась благотворительная школа для детей из бедных семей и сирот при Приюте Христа.

Учившиеся в ней мальчики носили темно-синие пиджаки с длинными фалдами, кожаные пояса, жилеты, бриджи чуть ниже колен и ярко-желтые чулки. Ввели такую униформу вынуждено: из-за бедности ученики часто не могли себе позволить приличное платье. Потому пиджаки и были синего цвета — в XVI веке этот краситель был самым дешевым.

Как особый фасон одежды школьная форма в европейских странах распространилась в эпоху абсолютизма. В XVII-XVIII веках создаются первые профессиональные армии, военных облачают в специальные, красочные мундиры, которые различаются по родам войск и чинам. Регламентации подвергается и облик штатских служащих, получавших жалование из государственной казны.

Когда в начале XVII века появились первые государственные и частные школы, во многих из них также стали требовать от учеников носить отличительные предметы одежды или костюмы. Уже в XVIII столетии в Великобритании был введен единый стандарт одежды для учащихся, с помощью которого пытались решить проблему социального неравенства: дети в дорогой одежде часто презрительно относились к своим менее обеспеченным однокашникам и даже учителям.
…до русских гимназистов
В России, куда идеи народного просвещения стали проникать только после реформ Петра Великого, тогда же задумались о регламентации школярского платья. Но утвердилась эта новация не сразу. В Академической гимназии – первом среднем учебном заведении Российской империи для мальчиков всех свободных сословий, которое открылось в январе 1726 года, хотя и предполагался свой дресс-код, но из-за нищеты воспитанников выдерживать его не удавалось.

Образцом для формы студентов Академического университета и для учеников гимназии были гвардейские мундиры зеленого цвета. И впоследствии школярские фасоны в России ориентировались на армейские стандарты. Помимо соображений дисциплины и престижа — получение образования приравнивалось к государственной службе — в этом была и экономическая подоплека: шить и красить по одному образцу было проще и дешевле.

При открытии Московского университета в 1755 году при нем была учреждена своя гимназия, первая в древней российской столице. В ней было два отделения – для детей дворян и для разночинских. Для тех из них, кто обучался на «казенный кошт», была введена обязательная экипировка. Шляхтичи носили в будни темно-зелёные сюртуки, а по праздникам — такого же цвета мундиры с белым исподним платьем. Детям разночинцев полагались сюртуки и мундиры малинового сукна с голубыми воротниками и обшлагами, под которые надевалось голубое исподнее. «Своекоштные» дворянчики на занятия могли приходить в обычном платье немецкого покроя. А разночинцам позволялось являться даже в русской народной одежде.

Воцарение Павла I принесло студентам Московского университета и ученикам университетской гимназии новую экипировку. Император своим указом пожаловал всему университету, от преподавателей до школяров и обслуги, новые мундиры темно-зеленого сукна с малиновым воротником и обшлагами, с серебряными пуговицами, на которых изображался университетский герб.
1700-е годы
Мундир Петра I по форме лейб-гвардии Преображенского полка. Форма гвардии стала образцом для первой гимназии при академическом университете
1780-е годы
Миропольский Л.С. "Портрет неизвестного с сыном". На мальчике характерный мундир по форме военного
1755 год
Императорский Московский университет
Шпаги, косы, букли
При зачислении в университет российские студиозусы получали не только обмундирование, но и шпаги – атрибут дворянского сословия. Между прочим, выпускник университета вместе с дипломом обретал и личное дворянство. «Ученикам, признанным достойными производства в студенты, дарились в день собрания пред началом акта портупеи, которые им раздавал дежурный студент, а на самом акте награждались они шпагами», — вспоминал в начале XIX века профессор Московского университета Петр Страхов.

В виде исключения быть при шпаге разрешалось и гимназистам из знатных родов. Однако регламент московской гимназии предписывал носить ее не далее дверей класса, там оружие следовало передавать слуге, и «отнюдь не дерзать один на другого шпагою или ножом замахиваться».

Подобно студентам, которые «заплетали косы с косицами, подвивали пукли» и пудрили волосы, гимназисты также были обязаны следить, чтобы их прически соответствовали общепринятой моде. Известен случай, когда в 1766 году один гимназист вместо уроков отправился к слесарю за щипцами для завивки волос. За этот прогул, так как он «не вышел еще из детского возраста», его высекли розгами. Студентов за провинности не секли, а сажали в карцер.
Конец XVIII века
"Молодые модники". Раскрашенная гравюра Г. Л. Лори-отца. Прообразом студенческой формы стал модный придворный костюм
1794 года
Мундир Московского университета
Первый институт и первый устав
В 1764 году указом Екатерины Великой в России, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества», было создано первое образовательное учреждение для женщин — Императорское воспитательное общество благородных девиц, ставшее позднее знаменитым Смольным институтом.

Для всех его воспитанниц шились особые форменные платья из шелка определенного цвета. Девочки младших возрастов носили кофейный, во втором классе — темно-синий, в третьем – голубой. Старшекурсницам и выпускницам полагались платья белого цвета. Коричневый цвет обозначал близость к земле и был практичен, особенно для маленьких детей. Более светлые тона символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

В 80-е годы XVIII века в России была создана сеть народных училищ, которые позднее послужили основой для создания губернских гимназий и реальных училищ. В них принимались дети всех сословий кроме крепостных крестьян. Занималась этими учебными заведениями созданная в 1782 году Комиссия об учреждении народных училищ – первое ведомство для управления образованием в Российской империи.

В начале XIX века Александр I провел масштабную реформу управления империей. Петровские коллегии были упразднены, вместо них создана система министерств. В том числе в сентябре 1802 года для «воспитания юношества и распространения наук» появилось Министерство народного просвещения. Изменилась и система образования.

Страна была поделена на шесть учебных округов с университетом во главе. В 1804 году был обнародован «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», согласно которому в каждом губернском городе создавалась хотя бы одна гимназия, а в каждом уездном – по крайней мере одно училище. Но никаких обязательных требований к одежде учеников в нем не содержалось. Как правило, воспитанники гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.
Воспитанницы Смольного института
Серафима Блонская, "Девочки"
Идеал империи — казарма
В декабре 1828 года император Николай I утвердил новый Устав учебных заведений, в котором была также описана форма учащихся университетских гимназий. В первых трех классах им предписывалось носить синие куртки и панталоны поверх сапог.

А в четырех высших — надевать «синие мундиры с воротниками цвета того же учебного округа и с металлическими белыми или желтыми пуговицами в один ряд; панталоны сверх сапогов и фуражки того же цвета, а шинели серые; в классы они ходят в мундирных сюртуках». Однако обязательными эти указания были только для гимназических пансионеров. Приходящие и своекоштные гимназисты могли носить обычную одежду. В других учебных заведениях — уездных и приходских — вообще никакой установленной формы не было.

Так продолжалось до 1834 года, когда Николай I, большой поклонник армейской дисциплины и выправки, утвердил «Положение о гражданских мундирах». «Николай Павлович считал идеалом своей империи казарму», — писал о царе русский историк Александр Пресняков.

Новый документ в том числе регламентировал внешний облик всех российских школяров.

«Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством Министерства народного просвещения состоящих, иметь мундир темно-зеленого сукна, с темно-синим суконным же воротником, с золотыми или серебряными петлицами из галуна, по округам. Покрой, как мундиров, так и положенных студентам и воспитанниками сюртуков, иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные тёмно-зелёные с околышком по цвету воротника», — гласил он.

В форме нужно было быть не только на учебе, но и в свободное время. Зимой ученикам полагалось носить шинели.

Впервые все учащиеся империи приобрели единообразный внешний вид. Однако для трех столичных гимназий делалось исключение. Их воспитанники должны были носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами.

Парадные мундиры в той же цветовой гамме дополнялись золотыми галунными петлицами. Образцом для них стала ученическая форма Царскосельского лицея. Различались столичные гимназисты по цвету выпушки на фуражке: у первой петербургской гимназии она была красной, у второй — белой, у третьей — голубой.
1815 год
Илья Репин. "Пушкин на экзамене в Царском Селе
8 января 1815 года"
1828 год
Гимназический мундир
1834 год
Портрет гимназиста II Санкт-Петербургской гимназии
«Синяя говядина»
После восшествия на престол Александра II, который старался отмежеваться от наследия своего отца, проигравшего Крымскую войну, изменились фасоны как военных, так и штатских мундиров. Отразились новые веяния и на ученической экипировке.

Гимназические сюртуки и куртки с 1855 года стали шить со скошенными стоячими воротничками, как у императорской гвардии. А с 1868 года нормативным для средних учебных заведений империи стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном.

К мундиру полагались широкие темно-синие брюки и однотонная фуражка с кожаным козырьком и белой выпушкой. Определить место учебы гимназиста теперь можно было по шифру над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета формы гимназистов дразнили «синей говядиной» и «сизяками». Позднее для реальных училищ была введена своя форма, которая по крою повторяла гимназическую, но была черного или темно-серого цвета.

С 1881 года обязательной для всех учащихся Российской империи стала фуражка по фасону гвардейской пехоты: синяя или черная с черным кожаным козырьком, белой (оранжевой) выпушкой и посеребренной (позолоченной) жестяной эмблемой — лавровыми ветвями с шифром учебного заведения. В холода поверх фуражки позволялось надевать башлык цвета верблюжьей шерсти.
Эти фуражки, поскольку их внешний вид меньше всего регламентировался, быстро стали главным средством самовыражения российских школяров. Носить головной убор целым и аккуратным было среди них неприличным, это считалось признаком зубрил и маменькиных сынков. Ученики изгибали и разламывали у фуражек козырьки, сидели на них, чистили ими сапоги. Из околыша выламывали шифр учебного заведения.

Это делалось еще и потому, что поведение учащихся не только во время учебы, но и в остальное время, строго отслеживалось школьными инспекторами и надзирателями. Так, запрещалось посещать кафе, даже с родителями, а по вечерам — выходить из дому.

Поэтому, чтобы оставаться неузнанными, школяры выдирали эмблему из фуражки и переворачивали бляху на ремне. Некоторые на свой страх и риск надевали студенческие мундиры старших братьев, хотя это было чревато серьезными дисциплинарными последствиями, вплоть до исключения из гимназии.
Блузы и пелерины русофилов
После воцарения Александра III на внешнем облике учащихся средних учебных заведений отразились русофильские убеждения нового императора. В 80-е годы XIX века их повседневной одеждой стали «русские» блузы — рубахи черного, серого или темно-синего цвета, с косым воротом, который застегивался на крючки или пуговицы. Блузы подпоясывали ремнем или кушаком с посеребренной или позолоченной бляхой. Для гимнастических упражнений были введены косоворотки из небеленого полотна.

К концу XIX столетия в гардеробе школьников появились гимнастерки и кители. На северо-западе империи гимнастерки были темно-синими, на юге — серыми. Их дополняли черные суконные брюки. Зимой ученики носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике. В морозные дни надевали черные наушники.

Летом облачались в коломянковые, похожие на кадетские, блузы. Рубашки и блузы подпоясывались черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой гравировался шифр гимназии. Первоклашек стали перед началом учебного года брить наголо на армейский манер.
Гимназист в зимней форменной одежде
Гимназистки, конец XIX века
1855 г.
Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения в Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих. Государственный Русский музей
В 1896 году была утверждена гимназическая форма для девочек. Хотя на протяжении XIX века в империи появлялись женские учебные заведения – к концу столетия по стране было открыто 37 институтов, училищ и сиротских домов, внешний облик их воспитанниц оставался на усмотрение руководства. Образцовыми считались наряды Смольного института.

«Кофейные, голубые, фисташковые – в разных училищах империи выбирали разные цвета. В форму входили: платье с длинными рукавами, на которые повязывались нарукавники, потому что эти места протирались чаще всего. Часто носили белые пелерины», — рассказывает историк моды Ася Аладжалова.

Также надевали передники, чтобы платье меньше пачкалось. Передники, нарукавники, воротники стирали, а сами платья, которые шились из дорогого шелка или муслина, старались чистить пореже.

Но после 1896 года всех гимназисток одели в шерстяные платья коричневого цвета, которые дополнял черный фартук в будни и белый – по праздникам. Различались наряды в разных учебных заведениях, как правило, только оттенком. В виде исключения допускалось появление на занятиях в клетчатых платьях.
Трудовая форма советского ребенка
Революция 1917 года упразднила разделение средних учебных заведений на училища и гимназии. Вместо них вводилась «единая трудовая школа». Одновременно, как пережиток буржуазного прошлого и признак сословного неравенства, была отменена ученическая форма. Помимо идеологии для такого решения были и сугубо прагматические резоны: новому советскому государству не хватало средств, чтобы обеспечить одеждой всех учащихся.

Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, часто младшие братья и сестры донашивали наряды старших. Единственным обязательным признаком советского школьника был алый пионерский галстук, который, как и сама идея пионерской организации, был заимствован большевиками у дореволюционных скаутов. Правда, у них галстуки были разных цветов, чаще всего, синего и не завязывались, а закреплялись зажимом.
Плакат 1946 года
Единственным требованием к внешнему виду учеников была опрятность
До 1948 единого образца школьной формы не было введено ни для мальчиков, ни для девочек
Обязательным атрибутом старших школьников был красный галстук (для принятых в пионеры)
Вернулась школьная форма только в 1948 году, когда в СССР начался переход к всеобщему семилетнему образованию. Мальчиков, как и в царские времена, стали одевать на военный манер.

Они носили сначала серые, позднее синие гимнастерки, которые подпоясывали черным лакированным кожаным ремнем с пряжкой, брюки в тон и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремешком. Надевать вместо брюк шорты или бриджи, а вместо ботинок сандалии или другую летнюю обувь было строго запрещено. Для девочек практически в неизменном виде вернули дореволюционные наряды.

«Темно-коричневое – привет кофейным! – платье и черный или белый фартук в зависимости от дня», — отмечает Аладжалова. Только длина платьев стала меньше. А поскольку шились они из шерстяной ткани, которая садилась после стирки, то к концу учебного года девочки часто ходили в экстремальном мини. В 60-е годы, когда сверхкороткие платья считались последним писком моды, старшеклассницы специально застирывали форму, чтобы добиться актуальной длины.

Стоит отметить, что если учащимся ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ, которых форменной одеждой обеспечили еще до войны, ее закупало государство, то школьникам форму должны были приобретать родители.

Также в школах строго следили за прическами учеников. Мальчиков в младших классах, как правило, брили под машинку. В классах постарше допускались челки или «ежик». Девочки должны были заплетать косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни — черные, в праздничные — белые.
1948 - 1950-е годы
Школьная форма середины XX века
Плакат 1956 года
Серая оттепель, синий застой
Хрущевская оттепель привела к некоторой демилитаризации школьного костюма. В 1962 году вместо гимнастерок мальчиков стали одевать в серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с четырьмя пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. В жаркую погоду допускалось ношение укороченных бриджей и шорт. Чтобы рукава не пачкались чернилами и не протирались, школьная администрация требовала носить нарукавники.

В 1973 году форма для мальчиков стала темно-синей. Школьники носили брюки и куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки, которые по крою напоминали набиравшие популярность джинсовки.

Пуговиц стало пять, штамповали их из алюминия. На левом рукаве появилась эмблема из поливинилхлорида — на красном фоне раскрытая книга в лучах солнца («Ученье — свет»). Этот шеврон часто срезали, поскольку выглядел он убого, особенно через некоторое время: краска на пластике довольно быстро стиралась и выгорала.

Для девочек форма осталась прежней. «Модели были из очень кусачей и жаркой шерстяной ткани. В феврале-марте в ней было нормально. А к маю девочки часто обрезали рукава, потому что ходить становилось просто невозможно», — поясняет Аладжалова.

Во второй половине 1970-х для старшеклассников разработали отдельные наряды. Начиная с восьмого класса юноши могли приходить в школу в синем костюме-двойке. Синей стала и ученическая эмблема, на которой также появилось изображение атома.

А для девушек стали шить синий костюм-тройку, состоявший из юбки-трапеции со складками спереди, жилета и пиджака с накладными карманами. Жилет и пиджак можно было надевать как вместе, так и раздельно. Однако, хотя это было первое серьезное изменение в облике школьниц с конца XIX века, особого восторга оно у девушек не вызвало.

Фабричные костюмы производились из легко электризовавшейся полусинтетики и были не слишком красивы. Старшеклассницы жаловались, что они быстро вытягивались и начинали лосниться на локтях и сзади. А у пиджака, и так не очень удобного, были слишком маленькие карманы.
Школьная форма после 1962 года
1970-е годы
Форма для старшеклассников 70-х годов
1980 год
Старшеклассники Украинской ССР, Крым
На сломе эпох
Синие ученические брюки и куртки больших размеров были довольно удобными, шились из прочной ткани, а стоили недорого. Так что в конце 80-х, когда в СССР наметилось ухудшение экономического положения, их стали покупать взрослые мужчины, которые использовали школьную форму в качестве повседневной и рабочей одежды. И она, как многое другое в то время, превратилась в дефицит. Поэтому форму стали продавать по талонам, которые выдавались в школах.

После развала Советского Союза ушла в прошлое и советская школьная форма. Формально она была отменена только весной 1994 года, однако еще до краха коммунистической империи многие школьники, особенно старшеклассники, начали стихийно избавляться от форменной одежды и одеваться на учебу, как захочется.

Сигналом к этой вольнице стало данное властями в 1988 году разрешение некоторым школам в крупных городах в порядке эксперимента отменить запрет на повседневную одежду на учебе. А позднее крест на школьной форме поставило, с одной стороны, закрытие фабрик, на которых она шилась, а с другой — обнищание населения после шоковых реформ начала 1990-х.

Новый интерес к школьной форме возник в России на излете «лихих» девяностых. У девушек появилась ностальгическая мода надевать на последний звонок советскую форму – коричневое платье с белыми фартуком, бантами и гольфами. «На последний звонок до сих пор все девочки стараются прийти в школьной форме советского образца», — отмечает художник по костюмам театра и кино Александра Баранова.
Конец 1980-х - начало -1990-х
Школьники после отмены школьной формы
Современные выпускницы
Сейчас школьная форма совесткого образца появляется только на выпускном, как дань традиции
Курс на форму
С 1999 года в отдельных регионах страны стали вводить дресс-код в учебных заведениях. Как правило, это были не жестко сформулированные требования, а рекомендации к внешнему виду учащихся, которые должны были носить костюмы и платья неброских цветов в деловом стиле. Эта идея становилась все более популярной в российском обществе.

В августе 2006 года ВЦИОМ провел по этом поводу соцопрос. 64% жителей страны высказались за возвращение школьной формы. Против выступил 31% россиян. Сторонники введения форменной одежды для учащихся заявляли, что она помогает сгладить социальное неравенство детей и дисциплинирует. Их оппоненты упирали на то, что дети сами не хотят носить одинаковые наряды, которые к тому же мешают развитию индивидуальности ребенка.

К концу нулевых во многих российских школах были установлены рекомендации к дресс-коду учеников. «У меня дочь, ей сейчас 15, с первого где-то по шестой класс ходила в форме. Мы обе были довольны: нужно было носить просто школьные цвета – синее с красным.

Синее в крупную клетку, в мелкую клетку… Так что каждая девочка, исходя из своего цветотипа, комплекции, могла выбрать или юбку, или сарафан, свободную модель или облегающую, либо брюки, — говорит Ася Аладжалова. — Многие мамы у нас шили сами. Так что эта форма хорошо сидела по фигуре».
Школьная форма. Комсомольск-на Амуре
Проекты школьной формы российских модельеров
Как правило, школьные ограничения касаются не столько одежды как таковой, сколько макияжа и аксессуаров. «Одеваются в нашей школе в офисном стиле. Есть запрет на джинсы. Однако более строго следят за тем, чтобы не было макияжа и маникюра. А также экстремального цвета волос – синего, зеленого», — добавляет собеседница Инфо24.

С 2014 года в общеобразовательных школах стали активно создавать кадетские классы, в которых как мальчики, так и девочки в обязательном порядке носят форму военного образца. Ее фасон зависит от специализации класса. На юге России появляются классы казачат, которые также должны носить мундир или традиционный казачий костюм – бешмет, черкеску, папаху, брюки с лампасами.
Поправки с юга
На государственном уровне вопрос внешнего вида учащихся средних учебных заведения вновь стал обсуждаться после скандала в Ставропольском крае осенью 2012 года. В селе Кара-Тюбе, населенном преимущественно мусульманами-ногайцами, директор школы запретила нескольким ученицам посещать занятия в хиджабах.

Причем она предлагала им надевать вместо мусульманских платков косынки, однако родители школьниц отказались от компромисса и подали заявления в суд о нарушении конституционных прав своих детей.

Однако летом 2013 года краевой суд поддержал действия директрисы, постановив, что внешний вид учащихся должен «соответствовать деловому стилю и носить светский характер». Истцы обжаловали это решение в Верховном суде, но он также вынес вердикт в пользу руководства школы. Больше в крае на учебу в конфессиональной одежде не ходят.

«Я звонила на днях в ту школу, где были девчата в хиджабах. Мне сказали, больше таких принципиальных нет. У нас сейчас запрещены ведь все атрибуты религии», — рассказывает ставропольская журналистка Светлана Болотникова.

Этот учебно-религиозный скандал привел к тому, что в декабре 2012 года были приняты поправки в закон об образовании, которые прописали право учебных заведений самостоятельно регламентировать внешний вид учеников. Обязательной форма в школах стала с сентября 2013 года, когда они вступили в силу.

Еще до этого Минобрнауки разослало по стране письмо, в котором изложило требования к одежде учащихся. Она должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для детской и подростковой одежды, а также общепринятым нормам делового стиля, носить светский характер и учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей.

Поэтому даже в республиках с преимущественно мусульманским населением от школьников не требуют следовать нормам Корана. В обязательном порядке покрывают голову – платком или косынкой – только девочки, которые учатся в исламских школах — медресе. Однако это характерно и для православных воскресных школ.

В учебных заведениях при синагогах в соответствии с нормами иудаизма носят кипу и пейсы мальчики и юноши. Девочки ходят в повседневной одежде или школьной форме. В буддийских школах ученики одеваются как монахи, в одеяния оранжевого или малинового цвета.

Исключение составляет только Чеченская республика, парламент которой в нарушение вердикта Верховного суда России в марте 2017 года разрешил носить хиджабы в светских учебных заведениях. Хотя именно мусульманские платки там носят немногие, но ходить с покрытой головой для женщин в республике стало фактически обязательным требованием. «Там даже русские в селах в косынках», — говорит Болотникова.

Исламское духовенство добивается, чтобы запреты на религиозную одежду для школьников были отменены и в других регионах страны. «Я бываю в разных школах. Если говорят, что там не должно быть религиозной атрибутики, значит, не должно быть никакой.

А в какой кабинет ни зайдешь – там иконостас. У нас в Конституции закреплена свобода вероисповедания, поэтому где бы человек ни проживал, ему не должны запрещать ношение того же головного убора», — указывает первый зампредседателя Совета муфтиев России Рушан-хазрат Аббясов.
Рука рынка
В 2013 году, после двух десятилетий модной анархии, Минобрнауки разрешило средним учебным заведениям устанавливать собственные требования к внешнему виду учащихся.

Право школ устанавливать собственные правила в одежде учеников, с одной стороны, приводит к коррупционным проявлениям, когда руководство учебных заведений пытается навязать родителям форму от конкретного производителя. Такие случаи были зафиксированы, например, в Воронежской области и Татарстане. С другой – обилие поставщиков затрудняет контроль качества предлагаемых ими нарядов.

По данным Национального союза производителей школьной и форменной одежды «Союзформа», в России порядка 150 фабрик шьют одежду для школьников. В июле этого года Роскачество проверило более 60 образцов школьной одежды, из которых всем нормативам соответствовали менее половины.
Перспективы
В августе 2018 года на основе этого анализа организация подготовила проект государственного стандарта для школьной формы. А зампред комитета Госдумы по образованию Борис Чернышов предложил все производство школьной формы в России передать двум фабрикам — в Псковской и Владимирской области.

«Это большие фабрики, которые способны при помощи дотаций и субсидий со стороны государства исполнить такой заказ. Сейчас форма дорогая, в ней большое содержание химических соединений, нейлона. В ней жарко, ее неприятно носить, вызывает аллергические реакции», — сказал депутат в интервью Инфо24. По его словам, школьные костюмы для младших классов не должны быть дороже трех тысяч рублей, для старших – пяти тысяч.

Хотя министр просвещения Ольга Васильева в середине августа высказалась против единого стандарта школьной формы, но очевидно, что на этом рынке и в дальнейшем будут предприниматься попытки изменить сложившиеся правила игры. Ведь в последние годы он прибавляет по 20-30% в год, и форму для учащихся готовы шить даже кутюрье вроде Славы Зайцева и Валентина Юдашкина. Вопрос в объемах, которые в нынешних экономических условиях может обеспечить только госзаказ.
~
© 2018 «Инфо24»
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ:
Сергей Подосенов
Ирина Сигова
Петр Своекоштный
Виктория Собко
Даниил Фимин