sunny
13°С Москва
BTC 61,340.32
20:44 21 сентября 2021
Общество

Экс-омоновец оценил действия профессора, который не остановил лекцию при стрельбе в пермском вузе

Экс-омоновец оценил действия профессора, который не остановил лекцию при стрельбе в пермском вузе

После массового убийства, совершённого студентом Пермского государственного университета (ПГНИУ) на территории вузовского кампуса, активно обсуждаются действия одного из преподавателей -- профессора Олега Сыромятникова, который, услышав выстрелы, не отпустил учеников и продолжал читать лекцию. Те потом на него пожаловались. Мнения общественности о действиях педагога разделились. Инфо24 попросил специалиста по экстренным ситуациям оценить решение Сыромятникова с профессиональной точки зрения.

Подполковник милиции в отставке, бывший офицер-омоновец, ветеран боевых действий Виталий Кийко считает, что филолог предпринял правильные действия с точки зрения безопасности. "Раз он дверь железную закрыл, даже картечь бы ее вряд ли пробила", -- пояснил он корреспонденту Инфо24. Судя по повреждениям на дверном косяке у входа в один из корпусов вуза (следы кучного попадания запечатлены на видео с места событий), стрелок использовал патроны с картечью.

Металлическую дверь картечь, которая представляет собой "куски металла", а не пулю, не повредит. "Это всего лишь гладкоствольное оружие. Патроны и порох такие, что пробить её не смогут", -- заверил эксперт, уточнив, что его заявление применимо лишь к "действительно железным" конструкциям (а насчёт двери аудитории, в которой шла лекция, стопроцентной уверенности нет -- об этом говорили в ходе дискуссий по поводу поступка Сыромятникова, но неофициально).

Кийко добавил, что преподаватель, заперев дверь в учебное помещение, должен был организовать дополнительные меры безопасности: забаррикадировать вход столами и проследить, чтобы студенты находились подальше от двери, -- "на тот случай, если вдруг (подчеркиваю -- вдруг, ничего нельзя исключить) что-то и залетит, чтобы ничто им не повредило".

По мнению Кийко, "преподаватель сделал всё, чтобы студенты, извините, сдуру не попрыгали со второго-третьего этажа и не покалечились". Действительно, на один из роликов, снятых очевидцами перед учебным корпусом, попали учащиеся, которые выпрыгивали из окон второго этажа. Многие из них, как потом стало известно, неудачно приземлились -- не на газон перед зданием, а на заасфальтированную полосу вдоль стены, -- и получили травмы.

Сам тот факт, что Сыромятников продолжал читать лекцию и требовал от студентов сосредоточенности, когда они уже осознали ужас происходящего снаружи и испытывали стресс, собеседник Инфо24 комментировать не стал. "Я ведь не психолог, я бывший офицер-омоновец, как я могу оценить его поведение? Если он не допустил паники, они не выпрыгнули в окно, и дверь заблокировал -- молодец! А вот то, что он при этом продолжал как ни в чем не бывало вести лекцию -- такое поведение мне сложно оценить".

О том, как Сыромятников повёл себя, узнав о вооружённом нападении на университет, стало известно тем же вечером, когда оно само и произошло. Студенты, у которых профессор вёл занятие, пожаловались на то, что он якобы игнорировал смертельно опасные обстоятельства. Кто-то из них включил диктофон и потом использовал аудиозапись как доказательство предполагаемой вины преподавателя.

Судя по этому аудио, через четыре минуты после начала занятия в аудиторию вошла мать одной из студенток и сообщила, что снаружи "человек с оружием, стрельба", поэтому надо "закрыться". Сыромятников ответил: "Закрывайтесь" -- и продолжил читать лекцию. На фоне его голоса на записи слышны звуки выстрелов, вой сигнализации, сирены. В какой-то момент один из учеников предлагает погасить свет. Преподаватель разрешает выключить лампы, но сам продолжает вести занятие.

Кстати, студенты предлагали профессору забаррикадировать дверь партами -- о необходимости этой меры как раз и заявил Инфо24 бывший омоновец, оценивая ситуацию, -- но Сыромятников якобы запретил это делать, заявив: "Нет, ну давайте серьёзно: это ведь учёба". Он также ссылался на распоряжение декана университета, который велел продолжать занятия, и советовал своим ученикам поменьше читать в соцсетях "сплетни всякие и прочие вещи".

В дверь несколько раз настойчиво стучали снаружи, после чего профессор перешёл на шёпот. Тихим голосом он предупредил студентов, что спросит с них материал прочитанной лекции, несмотря на экстраординарные обстоятельства. Когда полицейские, стоя в коридоре, громко потребовали впустить их внутрь, мать одной из учащихся -- та самая, что в начале лекции пришла предупредить о ЧП, -- открыла им. После этого всех, кто присутствовал на занятии, эвакуировали из здания.

Руководство ПГНИУ, комментируя по просьбе СМИ действия своего сотрудника, оценило их положительно. В администраци вуза пояснили, что в экстренных ситуациях крайне важно не поддаваться панике и по возможности продолжать рутинные действия, дабы предотвратить стрессовые реакции и шок. Сам Сыромятников, отвечая на претензии в свой адрес, пояснил, что позвонил декану сразу же, как только услышал выстрелы на улице, и получил указание продолжать занятие.

Профессор добавил, что панику и ажиотаж создавала мать одной из студенток -- всё та же дважды упомянутая выше женщина, которая пришла в аудиторию после начала лекции и оповестила всех о стрельбе. По словам Сыромятникова, она самовольно распорядилась, чтобы учащиеся забились под парты, хотя никакого практического смысла эта мера не имела, а только ещё больше нагнетала напряжение и мешала продолжать работу.

Напомним, 18-летний студент ПГНИУ, которого СМИ называют Тимуром Бекмансуровым, зашёл на территорию университетского кампуса с легально приобретённым ружьём и открыл огонь по прохожим. Жертвами стрелка стали шесть человек, пострадали более 20, из них 19 госпитализированы, некоторые находятся в тяжёлом состоянии.

Перед нападением Бекмансуров опубликовал в соцсетях заявление о своих планах, уточнив, что не является террористом и не преследует какие-либо идеологические цели, а просто ненавидит себя и всех окружающих до такой степени, при которой возникает желание убивать. Мать молодого человека на допросе подтвердила, что он действительно "не любил людей" -- и постоянно мечтал владеть оружием. По её словам, то самое ружьё, из которого Тимур стрелял по соученикам в кампусе, частично оплатил его отец -- за счёт алиментов.

При задержании Бекмансуров получил ранения в бедро и область поясницы. Некоторые СМИ со ссылкой на анонимные источники писали, что он был ликвидирован на месте происшествия, другие сообщали о смерти стрелка в карете скорой помощи по пути в больницу, но потом последовало официальное сообщение: студент находится в больнице и считается задержанным, его охраняют в палате. По последним данным, "пермского стрелка" дважды прооперировали, причём в ходе второй операции ампутировали ногу по колено, однако он по-прежнему в реанимации, а его состояние оценивается как тяжёлое.