Экс-сотрудник службы национальной безопасности Узбекистана Зафар Ильмурадов в беседе с правозащитным проектом Gulagu.net поведал о пытках в омской колонии № 7, в которой он находился с 2014 года. По его словам, осуждённых там избивали, душили пакетами, насиловали и подвешивали за ноги. Как пишет издание «Тайга.инфо», Ильмурадов смог запечатлеть на видео издевательства над заключёнными и передать записи в СК РФ и Генпрокуратуру, однако после этого ему стали поступать угрозы от сотрудников ФСБ.
Я знал, что там творится. Я поехал в ноябре 2014-го в этап. 13 ноября мы прибыли в ИК-7 Омска. <...> Оскорбляли нас, унижали. Ввели в карантин, там уже сидел сотрудник и около 10 «активистов». По пять человек поднимали в 12-й отряд до утра. Там сидели сотрудники отдела безопасности, опера и «активисты». Они смотрели, как осуждённых били, раздевали догола, унижали, оскорбляли, связывали руки скотчем, надевали на голову целлофан, — рассказывает Ильмурадов.
По словам мужчины, он хотел доказать потом наличие пыток в колонии и для этого ещё перед попаданием в ИК-7 попросил супругу передать ему часы с камерой. Однако для получения устройства ему нужно было переговорить с женой по телефону, но сделать этого не удалось, поскольку говорить на родном языке запрещалось. В связи с этим Ильмурадову пришлось попасть к «активистам», и через месяц он смог побеседовать с супругой, которая передала ему часы. Экс-сотрудник службы безопасности только после этого, начиная с января 2015 года, стал снимать издевательства на камеру.
Ильмурадов рассказал, что пытки в колонии начались в 2012 году. Позднее в тюрьме стала функционировать и система вымогательств, из-за которой осуждённые вынуждены были отдавать руководству колонии от 50 до 300 тыс. рублей. По словам собеседника проекта, в омской ИК-7 проходили обучение и «разработчики», которые затем работали в других учреждениях ФСИН в регионе.
В 2017 году часть видеозаписей, снятых Ильмурадовым, были обнародованы в СМИ. Тогда и была инициирована проверка. Однако заключённым пообещали досрочное освобождение за то, что они не расскажут о происходящих в колонии событиях. Ильмурадов, в свою очередь, подробно рассказал всё следователю. Когда его освободили, он уже столкнулся с угрозами со стороны сотрудников ФСБ.
Они отвезли в управление и сказали, что раз я уже освободился, что угодно может со мной случиться и я не доеду до дома. «Если видео оригинал отдашь, то мы тебя не тронем и не тронем твою семью, и оставим твоего брата». Говорю: «А брат при чём?» Говорят: «Звони своему брату» — и дали телефон. Спрашиваю: «Ты где?» А я, говорит, не знаю — пришли, документы забрали, сказали, что фальшивая регистрация, поехали с нами, — поведал Ильмурадов.
Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что должностные лица, которые применяют пытки к заключённым, обязаны нести строгую ответственность перед законом. Она также призвала сделать всё возможное, чтобы пыток в стране не было.