Депутаты фракции ЛДПР внесли в Госдуму законопроект об отмене ЕГЭ и возвращении «классических» экзаменов. По словам парламентариев, единый госэкзамен показал свою неэффективность и не принёс запланированных результатов. Но такой подход — не более чем популизм, заявила Инфо24 директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко.
Эксперт отметила, что депутаты, призывая отменить ЕГЭ, не предлагают взамен никакой равноценной альтернативной системы, и напомнила, что ЕГЭ позволил ребятам из самых разных регионов поступать в «сильные, хорошие вузы»: «До этого в московские вузы ехали 1-2% [выпускников], сейчас этот процент выше».
Безусловно, у ЕГЭ есть различные проблемы. Например, есть рейтинги школ, из-за которых учителя выбирают предметы полегче для учеников, чтобы не потерять позиции. Поэтому, например, реже сдают физику, и надо работать над повышением престижа таких предметов. На самом деле к ЕГЭ это отношения не имеет. ЕГЭ лишь градусник, который показывает, где есть неполадки и нужно принимать меры, — сказала Клячко.
Также она прокомментировала заявление депутатов о том, что у школьников наблюдаются нервные срывы, а некоторые из них на почве вызванного экзаменами стресса якобы даже решаются на самоубийство. По словам Клячко, стрессы у выпускников и абитуриентов неизбежны и суициды на фоне экзаменов имели место и в советское время, когда ЕГЭ не существовало, — например, среди ребят из далёких регионов, которые приезжали поступать в Москву и «проваливались». Но тогда, отметила эксперт, информация о таких случаях скрывалась, а сейчас становится известна всем.
В таких случаях мы просто получаем сигнал, с которым надо работать. Это не значит, что надо отменять ЕГЭ. Это означает, что нужно выстраивать вокруг него систему поддержки детей, работы с родителями. Потому что когда родитель говорит ребёнку: «Если ты завалишь экзамен — я тебя из дома выгоню», то вот это может сработать на то, что ребенок, получив низкую оценку, наложит на себя руки. Но здесь же не ЕГЭ виноват. Здесь больше позиция родителя играет роль, — пояснила эксперт.
Клячко отметила, что если в советское время в вузы поступали не более 10 из 100 детей, то сейчас — 40–50, то есть в четыре раза больше.
Как сообщил ранее замглавы фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов, они с коллегами-однопартийцами внесли в Госдуму законопроект об отмене ЕГЭ и замене его на классические экзамены по программам основного общего и среднего общего образования. Он добавил, что единый госэкзамен неэффективен, вокруг него регулярно наблюдаются скандалы с завышением баллов в ряде регионов, техническими сбоями при обнародовании результатов. По словам парламентария, подготовка к ЕГЭ приводит к психологических срывам у выпускников и росту случаев суицида среди школьников.