sunny
8°С Москва
USD 100.22
EUR 105.81
BTC 97,151.33
16:00 1 февраля 2022
Наука и техника

Эксперт по исламским финансам оценила шансы появления в России «халяльных» NFT-токенов

Исполнительный секретарь РАЭИФ Калимуллина: мусульмане могут покупать NFT-токены, потому что это не противоречит нормам шариата

Группа молодых раввинов под «духовным руководством» главного раввина России (по версии ФЕОР) Берла Лазара создала «кошерные» NFT-токены, покупка которых автоматически становится совершением благотворительности. Старший научный сотрудник Института права и развития ВШЭ-Сколково, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламским финансам (РАЭИФ) Мадина Калимуллина в беседе с Инфо24 объяснила, возможно ли появление «халяльных» NFT-токенов. По её словам, использование NFT-токенов не противоречит нормам шариата, но всё будет зависеть от объекта, на который пользователь получает эксклюзивные права.

NFT — вполне рабочая и набирающая популярность технология, способствующая развитию преимущественно сферы искусства. Вопрос только с правовой защитой. Рынок завязан на криптовалюте, которая всё ещё не имеет должной защиты и признания во многих странах мира, — пояснила кандидат экономических наук Калимуллина.

Если рассматривать NFT-токен как право собственности на определённый уникальный арт-объект, то это вполне входит в рамки шариата и не является чем-то запретным. В исламе собственность на нематериальные объекты, включая предметы искусства, вполне имеет место быть. Исключением являются те объекты, которые не могут иметь частного собственника (объекты культурного наследия), либо предметы искусства, которые содержат изображения чего-то запрещённого шариатом либо оскорбляют чьи-то чувства, — добавила она.

Калимуллина уточнила, что с точки зрения ислама есть вопросы к покупке за электронную валюту объектов в рамках игровой индустрии, потому что специалисты ставят под сомнение пользу большей части существующих онлайн-игр. В связи с этим нет смысла создавать именно «халяльные» NFT-токены, считает она, потому что их принцип изначально считается халяльным.

Вопрос только с халяльностью объекта, под который выпускается NFT. Кстати, в Британии в конце прошлого года уже сделали NFT-биржу для халяльных объектов (Funoon, где сочетается и английское fun, и арабское «фанн» — искусство). И многие частные инвесторы-мусульмане вполне свободно покупают NFT, как правило, убедившись, что лежащий в основе объект не содержит чего-либо запретного с точки зрения шариата, — напомнила исполнительный секретарь РАЭИФ.

Что касается того, как к таким инициативам относятся мусульмане, то здесь нет единого мнения, потому что люди, исповедующим ислам, представляют собой неоднородное общество, уточнила Калимуллина. Она добавила, что среди мусульман хватает тех, кто «держит руку на пульсе развития новых технологий, криптовалют», и именно они в первую очередь и интересуются развитием рынка NFT-токенов.

Пресс-секретарь главы Буддийской традиционной сангхи России Алла Намсараева в беседе с Инфо24 отметила, что лидеры буддизма в России идею использовать NFT-токены в том или ином направлении сейчас не рассматривают. По её словам, буддисты к криптовалютам и связанным с ними технологиям «относятся, как и ко всему, ровно».

Инициатив [об NFT-токенах] нет. У буддистов есть понятие социальной отары [баранов] или социального стада [коров], они могут заменять деньги в отдельных случаях [благотворительной деятельности], — добавила она.

1 февраля РИА Новости со ссылкой на пресс-службу главного раввина РФ Берла Лазара сообщило, что группа молодых раввинов под «духовным руководством» создала «кошерные» NFT-токены на основе интерьеров синагоги в Марьиной Роще. Отмечается, что покупка таких невзаимозаменяемых токенов автоматически будет считаться актом благотворительности.

В пресс-службе уточнили, что это первая в мире коллекция NFT-токенов, созданная на основе предметов убранства синагоги. Всего в коллекцию вошли четыре токена, созданных на основе интерьеров МЕОЦ, и три на основе монет, выпущенных в честь открытия синагоги в 2000 году. «Кошерные» NFT-токены продаются на сетевой платформе OpenSea.

NFT (невзаимозаменяемый токен) представляет собой уникальный сертификат, при покупке которого пользователь получает эксклюзивное право на владение тем или иным изображением, мультимедийным объектом, видео в интернете и так далее. В России не каждое юрлицо имеет право выпускать свои токены, а только операторы блокчейн-платформ, зарегистрированные ЦБ. При этом купить цифровой актив может любой.

Одним из первых проектов с NFT, получивших значительную популярность, стала игра 2017 года CryptoKitties, где каждый виртуальный кот был неповторим. Спрос на виртуальных зверей оказался так велик, что меньше чем через неделю после старта CryptoKitties начала потреблять 11% ресурсов NFT-токен-сети Ethereum вместо изначальных 4%, сообщало издание The City. Некоторые из экземпляров были проданы за сотни тысяч долларов каждый.