Жизнь наших предков в Древней Руси была неразрывно связана с природными ритмами и аграрным календарем. Декабрь, называемый в старину «студень» или «хмурень», знаменовал собой окончательное вступление зимы в свои права, завершение всех полевых работ и начало периода относительного покоя, который, однако, отнюдь не был временем безделья. Напротив, это был сезон, насыщенный особыми обрядами, коллективными развлечениями и подготовкой к важнейшему астрономическому событию — зимнему солнцевороту.
Как отмечают исследователи из Института этнологии и антропологии РАН, зимние праздники и связанные с ними увеселения выполняли важнейшие социальные и психологические функции: они сплачивали общину, помогали пережить самые темные и холодные дни года, а через ритуалы обеспечивали, по представлениям древних, будущее плодородие и благополучие.
Развлечения декабря не были простым «отдыхом» в современном понимании — они носили сакральный, обрядовый характер, будучи вплетены в сложную ткань мифологических представлений и верований.
От Сварожки к первому снегу: начало зимнего цикла
Декабрьские гулянья начинались отнюдь не в канун Нового года. Одним из первых заметных событий, согласно исследованиям академика Б.А. Рыбакова, отраженным в его трудах по язычеству древних славян, мог быть день, посвященный Сварогу — небесному кузнецу, богу-творцу. Это время ассоциировалось с окончательным «заковыванием» вод и земли морозом.
В быту же первым настоящим зимним праздником для молодежи и детей часто становился день, когда снег окончательно укрывал землю. Это событие отмечалось шумно и весело: дети и подростки устраивали катания с первых, еще невысоких горок на салазках, досках или даже на собственных расшитых кожухах.
Организовывались и первые снежные игры: строительство примитивных снежных крепостей, которые потом с азартом штурмовали, или «кулачки» — не столько жестокие кулачные бои, сколько шуточные возни и потасовки в снегу, служившие и забавой, и способом согреться.
Взрослые в это время уже вовсю готовились к более серьезным ритуальным действам, связанным с приближающимся солнцестоянием.
Святочная неделя и Коляда: главный пир зимы
Кульминацией декабря, а порой и всего зимнего цикла, были Святки — период от Рождества (после христианизации) или зимнего солнцестояния (в более древней традиции) до Крещения. Центральным персонажем этого времени был Коляда — мифологическое существо, олицетворяющее нарождающееся солнце и новый годовой цикл.
Как подробно описывает этнограф и фольклорист В.Я. Пропп в своих работах, обряд колядования был массовым, веселым и очень шумным развлечением. Молодежь и взрослые собирались в ватаги, рядились в вывернутые шубы, надевали маски («хари») животных или страшных существ (медведя, козы, смерти, черта) и ходили по дворам.
Это было не просто попрошайничество, а сложное ритуальное действо. Колядовщики пели особые песни — колядки, в которых величали хозяев, желали им невиданного урожая, здоровья и богатства, а в шуточной форме могли и погрозиться, если те не одарят. В ответ получали угощение: специально выпеченное печенье в форме животных («козули»), пироги, колбасу, а позже — и мелкие деньги. Часть собранного потом сообща съедалась на общих пирах.
Ряжение и колядование, с точки зрения ученых, были формой ритуального бесчинства, магическим переворачиванием мира «вверх дном», необходимым для его последующего обновления и возрождения солнца.
Гадания, посиделки и зимние сказки
Святочный период считался временем, когда граница между миром живых и миром духов истончалась. Поэтому, помимо колядок, главным развлечением, особенно для девушек, были разнообразные гадания.
Как зафиксировано в этнографических записях Русского географического общества, гадали на суженого, на урожай, на судьбу в наступающем году. Способов было множество: подслушивание под окнами, бросание башмачка за ворота, гадание на воске, на пепле, на кольцах в чаше с водой. Это занятие было наполнено одновременно страхом и азартом, сопровождалось смехом и шутками.
Длинными декабрьскими вечерами, когда работы по дому было меньше, молодежь собиралась на посиделки («беседы», «вечерницы»). Парни и девушки сходились в одной большой избе, где под присмотром какой-нибудь пожилой родственницы занимались рукоделием: девушки пряли, вышивали, парни могли плести лапти или чинить сбрую. Но главным было общение: пели протяжные и игровые песни, загадывали загадки, рассказывали былички (рассказы о встрече с нечистой силой) и сказки.
Именно зимними вечерами, у трескучего мороза за окном, оживали сюжеты о Морозко, Снегурочке, леших и кикиморах. Это был важнейший институт социализации и досуга, где завязывались знакомства, которые позже могли привести к свадьбам.
Мужские забавы: от кулачных боев до охоты
Мужской досуг в декабре также был активным и зачастую суровым. Наиболее известной и широко распространенной забавой были кулачные бои «стенка на стенку», которые обычно проводились на замерзших реках или просторных околицах.
Как указывают историки быта, эти бои, при всей их внешней жестокости, были строго регламентированы неписаными правилами: бились «по любви», не допускали ударов лежачего, не использовали подручных предметов. Это был способ выплеснуть энергию, проявить удаль и молодечество, поддержать физическую форму в межсезонье.
Другим доступным для простых людей (где позволял закон) развлечением была зимняя охота. На пушного зверя (соболя, куницу, белку) ходили с луками и самострелами, на крупного — кабана, медведя — собирались ватагой. Охота была не только промыслом, но и азартной игрой, испытанием мастерства и смелости, а удачный трофей становился поводом для гордости и пира.
Кроме того, популярностью пользовались различные игры на ловкость и силу: перетягивание каната, лазанье на обледеневший столб за призом, метание тяжелых валунов.
Пир на весь мир: от ритуальной трапезы до братчины
Любое декабрьское развлечение почти неизбежно завершалось общей трапезой. Еда в этот период была особенно обильной, что диктовалось и практическими соображениями (необходимостью калорий в холода), и символическими. После удачного колядования или охоты собранные и добытые продукты шли на общий стол.
Особой формой такого коллективного пира была «братчина» или «складчина» — праздничное застолье, организуемое в складчину всей общиной. Варили общее пиво или брагу, которое имело сакральный статус, пекли караваи, готовили мясные блюда (чаще всего из свинины, реже — из говядины).
Застолье сопровождалось тостами-славами в честь богов (а позже — святых), песнями, плясками под звуки гуслей, дудок или просто под хлопки в ладоши. Такие пиры, согласно исследованиям социологов и историков культуры, выполняли ключевую роль в поддержании социальных связей, разрешении конфликтов и укреплении единства коллектива перед лицом долгой и суровой зимы.
Глубинный смысл зимнего веселья
Таким образом, развлечения декабря в Древней Руси представляли собой сложный синтез игры, обряда, труда и искусства. Они были далеки от пассивных зрелищ, требуя от каждого активного участия, физической отдачи и эмоциональной вовлеченности.
Через колядки и ряжение люди взаимодействовали с потусторонними силами, через гадания пытались заглянуть в будущее, через песни и сказки передавали мудрость поколений, а через совместные трапезы и игры укрепляли «мир» — свою сельскую общину.
Это была не просто «культура досуга», а целостная система жизнеобеспечения в психологическом и социальном смыслах, помогавшая нашим предкам не просто пережить зиму, но и встретить ее с радостью, надеждой и верой в неизбежный возврат тепла и света.