«Хорда смерти?» Жители Текстильщиков опасаются, что их дома рухнут из-за строительства Юго-Восточной магистрали

Инфо24

Жители московского района Текстильщики обеспокоены строительством Юго-Восточной магистрали. Помимо шума от дороги, ухудшения экологической обстановки и исчезновения детских площадок людей всерьез волнует вопрос: не приведет ли мера по благоустройству столицы к обрушению их жилищ?

В ситуации разбирался корреспондент Инфо24.

***

На данный момент в столице строятся три хордовые магистрали: Северо-Восточная и Северо-Западная хорды, а также Южная рокада. Строительство четвертой, Юго-Восточной хорды, начнется в 2020 году, информирует сайт правительства Москвы. Против строительства выступают жители Текстильщиков, Печатников, Царицына и других районов.

Они критикуют власти за возведение дорог рядом с домами, а также заявляют о недопуске жителей на публичные слушания и подвозе статистов.

Активист района, муниципальный депутат и эксперт объяснили Инфо24, почему возведение новых дорог рядом с домами может привести не только к ухудшению экологической обстановки, но и к обрушению строений.

Мы связались с префектурой ЮВАО и Москомархитектурой, отвечающими за публичные слушания и реализацию проекта, и отправили им официальные запросы.

Однако чиновники не смогли вовремя ответить.

Фото: mos.ru

Почему все так плохо?

Согласно проекту, предложенному префектурой ЮВАО для обсуждения жителям района, хорда в Текстильщиках начнется в районе грузовой железнодорожной станции Новопролетарская (пройдет над путями, потом спустится), затем пересечет Грайвороновскую улицу и продолжится над Люблинской.

При этом, как отмечает местный активист Евгений Тельнов, новая шестиполосная дорога будет в непосредственной близости от многоквартирных домов.

«Если возьмем Грайвороновскую улицу, то расстояние от магистрали до жилого дома 8А составит 18 метров, до дома 8 корпус 1 — 25 метров, до дома 5 корпус 1 — 22 метра. И вместо дворов и детских площадок перед этими домами у нас будет дорога», — отметил он, добавив, что расстояние от хорды до детского сада составит лишь 70 метров.

Жители уже обращались в префектуру ЮВАО, заявляя о предполагаемом экологическом и общественном ущербе в связи с планируемым уничтожением дворовых территорий вместе с зелеными насаждениями, детскими и спортивными площадками.

Кроме того, окна в домах не являются шумозащитными, а создание защитных экранов на дороге, как опасаются в Текстильщиках, не даст достаточного эффекта для проживающих в девяти- и двенадцатиэтажных зданиях.

Но это еще не самое страшное. Существует возможность обрушения домов.

Под участками для строительства будущей улично-дорожной сети уже строится подземный тоннель метрополитена — Третий пересадочный контур. А еще там же под землей протекает река Нищенка, что в совокупности создает большую нагрузку на грунт.

«Возможно, именно из-за сочетания этих факторов в районе уже зафиксированы неоднократные провалы грунта рядом с домами по адресам: ул. Люблинская, д. 5, стр. 2 — в ноябре 2018 года, 2-й Грайвороновский проезд, д. 6 — 25 января 2019 года (в этот день на здании бывшей автобазы появилась трещины) и ул. Грайвороновская, д. 8а.

Еще 26 января «просела» детская площадка. Кстати, когда произошла история с площадкой, на место приезжали и метростроевцы, которые мне показали, где проходит тоннель. В двух местах он пройдет под будущей хордой. Также под будущей магистралью по подземным коллекторам протекает река Нищенка», — говорит Тельнов.

Кроме того в ноябре 2017 года сообщалось о проседании грунта на площади 300 кв. м по ул. Люблинская. Это произошло при строительстве Третьего пересадочного контура. Также в январе 2019 года провалился грунт и появились трещины на здании бывшей автобазы.

Инцидент попал на видео.

После этого в соцсетях местные жители стали жаловаться на трудности при открытии дверей в квартираз, из-за того, что один из домов «повело».

Публично не услышаны

Смущает и то, как проходят публичные слушания по проекту. Вот один из комментариев, размещенных на сайте жителей района Текстильщики (сейчас комментарий удален).

«В день проведения собрания, несмотря на объявленное начало в 19.00, уже к 17.30 начали собираться люди. Как выяснилось в ходе опроса этих людей, они практически все являлись советниками и «активистами» управы и получили указание от «кураторов» прибыть на слушания от 17.30 до 18.00.

О самом проекте они ничего не знали и им этот проект был абсолютно не интересен. Полиция объявила, что пропускать в школу на собрание начнут только в 18.30. К этому времени на улице перед школой собралось около 400 человек.

В 18.30 людей начали пропускать в школу для регистрации. Однако, к этому времени в зале проведения собрания почти все места оказались уже заняты! В зале разместились около ста человек. Около трехсот остались за пределами зала. Организованная трансляция в нескольких классах школы позволила наблюдать за происходящим примерно шестидесяти людям. Остальные ушли ни с чем!» — написал один из активистов.

Жители предлагали властям альтернативный проект прохождения хорды — через промзону, чтобы не затрагивалась жилищная инфраструктура. Но что об этом думают чиновники, пока не ясно.

Что отвечают власти?

Исполнительные власти — ничего. Запросы в префектуру ЮВАО и Москомархитектуру Инфо24 выслал еще 31 января, и по закону о СМИ ответ должен был поступить в течение семи дней, но его нет до сих пор. В частности, госслужащим были заданы следующие вопросы:

  • Проводились ли властями при подготовке проекта Юго-Восточной хорды и прилегающей улично-дорожной сети экспертизы на соответствие требований техрегламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических и экологических требований, требований пожарной безопасности, а также инженерные изыскания?
  • Не планируется ли по просьбам жителей скорректировать проект хорды?
  • Какой будет реакция префекта на допущенные во время публичных слушаний нарушения?

Комментарий удалось получить у муниципальных депутатов. Депутат района Текстильщики Татьяна Дугинова (беспартийная) отмечает, что территория Грайвороново застраивалась на болотистой местности, когда река Нищенка была еще наземной.

И действительно, на территориях Текстильщиков и Печатников ранее располагалось Сукино болото. Депутат отметила, что метростроевцы в 1960-х годах отмечали «своеобразность» местных грунтов и поэтому перегон между метро «Текстильщики» и «Волгоградский проспект» построен над землей.

«Естественно, проще было проложить метро под землей, как другие участки таганско-краснопресненской линии. И жители об этом в те годы спрашивали, на что им ответили — согласно исследованиям, это опасно, и грунты не позволяют делать подземные сооружения.

То есть раньше более тщательно исследовались возможности строительства, а сейчас (когда строят Большую кольцевую линию — прим. ред.) такое впечатление, что «потеряли» речку и не изучали, на чем будет стоять, например, эстакада, с которой идет съезд на улицу Грайвороновская», — сказала депутат.

Именно под этой эстакадой, подтверждает Дугинова со ссылкой на планы строительства, строится участок метро и протекает река.

Она добавляет, что современные проектировщики метрополитена заверяли: тоннель пройдет достаточно глубоко и не повлияет на грунты над ним. Однако, как только началось строительство линии, в прошлом году «грунт стал ходить», и некоторые улицы приходилось перекрывать из-за провалов под автодорогами (о чем мы упоминали выше).

«Помимо этих недоработок, есть множество вопросов, связанных с ухудшением экологической обстановки в районе, которая и так недостаточно благополучна. Юго-Восточный округ расположен таким образом, что, благодаря розе ветров, все воздушные потоки промышленных предприятий устремляются на юго-восток.

Поэтому здесь изначально по сравнению с другими округами и районами Москвы экологическая обстановка хуже. И добавление такого массивного угрожающего технического объекта, который будет выбрасывать вредные выбросы в атмосферу в достаточно больших количествах, — это серьезный урон окружающей среде и здоровью жителей», — говорит депутат.

В двадцатых числах января депутаты Текстильщиков подготовили и выслали свои замечания окружной комиссии по вопросам градостроительства при правительстве Москвы в ЮВАО с предложением перенести участок хорды на не работающую промзону. Однако ответа до сих пор получено не было.

«Думаете, это ваш двор? Да ни хрена!»

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин утверждает: чтобы понять, есть ли риск обрушения домов в результате нового строительства в Текстильщиках, необходимо провести геологическую экспертизу грунтов — и в Москве есть множество организаций, которые могут это сделать.

Ситуация с грунтами в городе не очень хорошая, отмечает эксперт. Однако, по его мнению, при реализации такого масштабного проекта власти города не допустят, чтобы пострадали люди.

«Чтобы Москва пропустила через госэкспертизу проект, в котором есть угроза обрушения стеновых конструкций жилых домов — таких эффектов не было. Всякие нарушения бывали, экологические в том числе. Но то, что согласуют проект, который приведет к обрушению стеновых панелей, такого не было и никогда не будет. Крайне маловероятно. За пределами реальности», — сказал он.

Блинкин также уверен, что жителям 12-этажных зданий не стоит опасаться шума и пыли — сейчас, по его словам, используются современные технологии для защиты от них. Однако эстетического удовлетворения от расположения трассы под окнами не испытает никто, признает аналитик. К уничтожению дворов тоже можно относится по-разному, говорит эксперт.

«Тут начинается юридическая штука — если дворовую территорию включили в земельный участок многоквартирного дома и вы за нее платите земельный налог, это отдельная история, а если не включили — это просто эмоции, что это ваша дворовая территория. Да ни хрена! И сейчас сплошь и рядом люди не склонны ее включать в территорию дома», — отметил он, предложив обращаться к юристам.

Что касается предложения провести дорогу через промзону, то Блинкин отметил, что обычно такие проекты являются «фантазийными». В НИИ Генплана (подведомственном Москомархитектуре) их анализируют, при реалистичности даже направляют на экспертизу, но часто говорят, что подобные варианты уже были просчитаны и к исполнению невозможны, заключает Блинкин.

И все-таки они падают

В то же время координатор «Архнадзора» Юрий Егоров (занимается транспортным наследием Москвы — троллейбусами, железнодорожными объектами и станциями метро) отмечает, что если Большая кольцевая линия метро в Текстильщиках строится с учетом будущей хорды, то обрушений, возможно, и удастся избежать. Однако вопрос с качеством работ все равно остается.

«К сожалению, на метрострое обвалы стали происходить довольно часто по сравнению с тем, что было до массового строительства с космическим количеством километров и станций.

Всякое бывало, но чтобы один провал грунта за другим — такого не было. Но тут уже взаимосвязь между качеством и количеством — чем больше мы строим, тем больше мы должны привлекать людей.

А Мосметрострой у нас имеет ресурс ограниченный и сейчас на метро зовут в том числе и тех, кто этим не занимался — железнодорожников, например. И огромная проблема — гонка за сроками, потому что должны открыть к определенной дате — Новому году, выборам и т. п. И эта спешка сильно бьет по качеству», — добавляет активист.

Он также отмечает, что обрушения зданий из-за провалов грунта в Москве происходили не раз, просто о них не всегда пишет в СМИ — такой информации больше на форумах.

«В районе метро Шелепиха была история — просел грунт, и рухнул автосервис. Это, конечно, не дом, но все же. Образовалась яма, и в нее рухнул этот автосервис с каким-то количеством довольно дорогих машин, поэтому совсем замять эту историю не удалось. Это было, может быть, два года назад. Если грунт проседает, то и несущая способность у него тоже уходит», — говорит Егоров.

В соцсетях широко обсуждают эпизоды, когда провалы грунта во время строительства метро заканчиваются обрушением и повреждением наземных зданий и подземных сооружений.

Про хорду

Сейчас в Москве строятся три новые магистрали: Северо-Восточная, Северо-Западная хорды и Южная рокада. Ранее власти обещали начать строительство четвертой, Юго-Восточной хорды, осенью 2019 года и завершить до конца 2025 года. Однако совсем недавно мэр города Сергей Собянин заявил, что дорогу начнут возводить позже — в 2020 году. Вместе три хорды и рокада должны создать новое кольцо, которое пройдет между МКАД и ТТК.

Фото: mos.ru

Согласно информации, опубликованной ранее на сайте комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, Юго-Восточная хорда пересечет самые загруженные дороги столицы — Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское шоссе.

«Длина трассы на участке от шоссе Энтузиастов до 35-го километра МКАД составит 36 км, причем 11 км приходятся на существующую улично-дорожную сеть. Трасса пройдет через 10 районов Москвы и пересечет пять магистралей. Она восполнит дефицит поперечных дорожных связей в юго-восточном секторе города. Кроме того, Юго-Восточная хорда очень важна для связи с территориями Новой Москвы», — пишет стройкомплекс.

ЮВХ пройдет от Северо-Восточной хорды и Шоссе Энтузиастов до улиц Грайвороновская и Люблинская, затем спустится до Шоссейной, Курьяновского Бульвара и Кантемировской улицы, а потом — до МКАД и Новой Москвы.

В Текстильщиках, Печатниках и Царицыно формируется социальный протест против строительства. Инфо24 будет следить за ситуацией.

Текст: Владимир Ермолов

Новости партнеров