После полудня 16 июня спецназ провёл штурм и застрелил шесть заключённых в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, которые ранее захватили в заложники двоих сотрудников ФСИН.
По данным SHOT, осуждённые за подготовку теракта и участие в ИГИЛ (организация признана в России террористической и запрещена) совершили побег в ночь на 16 июня, около 3 часов.
Сообщения о захвате заложников появились примерно в 8:50 мск. В руках заключённых оказались начальник оперативного управления ФСИН по Ростовской области, подполковник Александр Богма и младший инспектор дежурной смены, прапорщик внутренней службы Виктор Кончаков.
Согласно информации Telegram-канала Baza, шестеро обвиняемых сломали оконную решётку в своей камере и проникли в дежурную часть. Вооружены они были резиновыми дубинками, пожарными топорами, заточками и ножами. В оружейную комнату изолятора преступники проникнуть не смогли.
Террористы были блокированы на участке территории СИЗО. Они снимали видео с заложниками, демонстрировали символику запрещённого ИГИЛ и рассказывали, что из группу «готовил сам Аллах». По данным SHOT, они потребовали машину, свободную дорогу и возможность улететь из страны. Близлежащие улицы Ростова-на-Дону были перекрыты, на место выехала группа сотрудников центрального аппарата ФСИН России.
Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело по статье 206 Уголовного кодекса РФ («Захват заложников»), которая предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до 20 лет.
Трое из нападавших (Гиреев Т. М., Цицкиев А. М. и Акиев Ш. А. — включены в список террористов и экстремистов, который ведёт Росфинмониторинг.) планировали атаку на здание Верховного суда в Черкесске по указанию боевиков из Сирии. Попытка совершить теракт была предотвращена — они были задержаны и в мае 2023 года приговорены к уголовному наказанию. В мае 2024 года Гиреев и Акиев были приговорены к 18 годам лишения свободы, а Цицкиев — к 18,5 года.
Их сообщниками были Сайпудинов М.Ш и Камнеев Д.В, осуждённые по другим статьям. Ещё один участник побега — бывший студент медицинской академии в Астрахани и сын экс-главврача ГБУ «Ачалукская участковая больница», 22-летний Малик Гандалоев. Согласно сообщению Baza, в феврале 2023 года Малик Гандалоев, его брат Рамзан и друг Арсен Гаммадов покинули Астрахань на автобусе и исчезли. В это время Малик отправил сообщение своему отцу с просьбой не искать его.
Позже, 22 марта того же года, их задержали в лесу около села Алхасты. При обыске правоохранители обнаружили скрытое место, где находилось самодельное взрывное устройство с поражающими элементами и взрывчатые вещества.
Малика Гандалоева и Арсена Гаммадова обвинили в изготовлении и незаконном хранении взрывчатых веществ. Рамзана Гандалоева так и не удалось задержать, и он до сих пор числится пропавшим без вести.
Следствие установило, что все террористы, причастные к захвату заложников в УФСИН Ростова, содержались в разных камерах, однако им удалось вести переговоры, переписываться и даже использовать мобильные телефоны для планирования и координации преступления. Как пишет ТАСС, побег готовился несколько месяцев.
По информации источника 112, заключённые заранее ослабили решётку в своей камере. В нужный момент они выбили её и попали во двор, затем проникли в дежурную часть изолятора и захватили сотрудников.
Согласно сообщению Baza, предполагаемым «кураторам захвата» удалось передать преступникам оружие, флаги ИГИЛ и средства связи. По данным Shot, координаторы действий арестантов могли указать им, как связаться и договориться.
По информации канала, правоохранительные органы проверяют версию о том, что обвиняемые могли завербовать сотрудников СИЗО-1.
Примерно в 11.45 стало известно, что начался штурм здания изолятора.В сторону ворот направились бойцы спецназа со щитами, в касках и бронежилетах. СМИ писали о выстрелах и двух скорых, въехавших на территорию СИЗО.
В результате спецоперации сотрудники СИЗО-1, которых держали в заложниках, были освобождены, а преступники ликвидированы. По данным канала Shot, все шесть захватчиков были убиты: трое из них немедленно, остальные скончались позднее от полученных ранений.
Ветеран спецназа ФСИН считает, что захват заложников в СИЗО стал возможен из-за нехватки кадров и маленьких окладов. Об этом бывший силовик рассказал RTVI.