«Игрушка за 60 млн»: что не так с электробусом

0
10
Фото: Андрей Суворов / Инфо24

По Москве поехали первые электробусы. К этому событию столица готовилась несколько лет. Но что-то пошло не так, и в первый же день эксплуатации электробусы стали высаживать пассажиров, не доехав до конечной. Инфо24 разобрался в ситуации.

Обещанного четыре года ждут

Впервые скорый запуск электробуса в Москве городские власти анонсировали в 2014 году. По плану, в ходе реконструкции Пятницкой улицы по ней планировалось пустить троллейбус, который сможет складывать рога и проезжать участок пути на автономном ходе. Потом от идеи отказались, а «Мосгортранс» стал испытывать электробусы разных производителей: финский, китайский, белорусский, а также модели российских производителей – Лиаз и КамАЗ. На отечественных производителях и решили остановиться Московские власти.

В декабре 2017 года был объявлен конкурс на поставку электробусов и системы зарядки для них. «Мосгортранс» объявил, что до конца 2018 года город получит 300 электробусов. В мае 2018 года были отыграны 2 конкурса, победителями в которых стали КамАЗ и ГАЗ. Оба должны поставить по 100 машин до конца года. Конкурс на поставку еще 100 электробусов разыграют в декабре.

Ближайшие 3 года город планирует закупать по 300 электробусов ежегодно. Со временем электробусы заменят автобусы на традиционном моторном топливе. Последние Москва перестанет закупать с 2021 года. Об этом в июле 2018 года, выступая на VI Международном экспертном совете по транспортным вопросам, рассказал заместитель руководителя дептранса Москвы Дмитрий Пронин.

Тогда же он сообщил, что первые 30 электробусов выйдут на улицы Москвы к 1 сентября.

Сломался с мэром на борту

Однако в первый день осени на дороги вышла только 1 машина.

«Поедет сегодня одна машина, в понедельник поедут все семь машин», - рассказал 1 сентября руководитель Департамент транспорта Москвы Максим Ликсутов блогеру и сооснователю фонда «Городские проекты» Максиму Кацу.

Максим Кац сообщил, что электробус сломался сразу при запуске, с мэром на борту. Машина была отправлена в депо, а пассажиры продолжили свой путь на троллейбусе того же маршрута.

Кац и его коллеги-урбанисты 2 сентября несколько раз попробовали воспользоваться электробусом. По словам спикера, из 7 рейсов ни один не закончился благополучно.

По данным Максим Каца, проблемы встречались как с ходом электробуса, так и с работой его систем: кондиционеров и зарядок для гаджетов.

«Очень жарко. К тому же на жаре стояли 1 час 40 минут, ждали электробуса», — рассказала пассажирка, запечатленная на видео, которое разместил Кац.

Сегодня корреспондент Инфо24 самостоятельно проехался на электробусе и протестировал его работу. Ждать новый вид транспорта на остановке пришлось около 12 минут. Сначала к остановке подходили только троллейбусы 73 маршрута, зато в большом количестве.

Фото: Андрей Суворов / Инфо24

Некоторые пассажиры целенаправленно ждали электробус, пропуская троллейбусы. Возможно, это связано с тем, что мэр Москвы анонсировал бесплатный проезд на электробусах в первый месяц их работы. А возможно, роль сыграло и любопытство.

Путь от ВДНХ от конечной на Алтуфьевском шоссе электробус проделал без поломок и других эксцессов.

«Кондиционер в автобусе работает, из всех зарядок для гаджетов в салоне работает половина. Двигается плавно и довольно быстро, как обычный автобус. В автобусе постоянно находятся 2 сотрудника «Мосгортранса», которые отвечают на все вопросы пассажиров и следят за безопасностью движения. Пассажиров много», - рассказал корреспондент Инфо24.

Фото: Андрей Суворов / Инфо24

Находящийся в салоне сотрудник сообщил нашему корреспонденту, что на маршруте сейчас работает 2 электробуса.

«Был еще третий, но он не вышел на линию из-за проблем с компрессией», - поделился сотрудник Мосгортранса.

В пресс-службе ПАО «КамАЗ», которое заключило с городом контракт не только на производство, но и на ремонт электробусов, Инфо24 рассказали, что городские власти не обращались в компанию с просьбой произвести какой-либо серьезный ремонт самих электробусов или оборудования для зарядки. Однако специалисты производителя постоянно следят за эксплуатацией электробусов.

«Те машины, которые мы поставляем для Москвы – абсолютно инновационный продукт. Многие из тех технических решений, которые применены в этом электробусе, до этого нигде в мире не использовались. И, конечно, как любой инновационный продукт, он требует повышенного внимания и доработки после ввода в эксплуатацию. Все те условия, которые мы могли создать во время испытаний – совсем не те условия, что появляются при эксплуатации».

Обновление. Позднее в пресс-службе «КамАЗа» опровергли сообщения о сбоях при запуске электротранспорта в Москве.

«Что касается мероприятий 1 сентября, то электробус «КамАЗ» выполнил в первом рейсе заранее предусмотренный маршрут без сбоев. Никаких иных мероприятий не планировалось», — заявили там.

В пресс-службе «Мосгортранса» Инфо24 сообщили, что за 3 дня эксплуатации электробусы перевезли более 2 тысяч пассажиров, а проехал новый транспорт около 500 километров.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин рассказал Инфо24, что еще не успел прокатиться на московском электробусе, но собирается в ближайшее время. Он также рассказал, что часто ездил на электробусах во время своих зарубежных поездок. По его словам, это «достаточно удобный вид транспорта».

«Я к электробусу как к экологическому виду транспорта отношусь очень хорошо. Все проблемы с его эксплуатацией, которые есть сейчас, я уверен, будут исправлены в кратчайшие сроки, при наличие политической воли и денег в бюджете», - считает эксперт.

Третий путь

Москва - не первый город, где появились электробусы. В том или ином виде за рубежом электробусы начали появляться еще в 2005 году. Так в Ванкувере (Канада), Женеве (Швейцария), Сан-Франциско (США), Эслингене (Германия), Риме (Италия) и других городах за 2005-2015 года запустили электробусы, которые заряжаются в пути от контактной сети.

Электробус такого же принципа запустили и в Санкт-Петербурге в 2017 году. Преимущество такого электробуса в том, что ему не нужно тратить время на зарядку, в это время он может следовать по маршруту. Но есть и недостаток - необходимость сохранения проводов (контактной сети) на большинстве улиц.

Другому виду электробусов требуется ночная зарядка. Такие модели запустили в китайском городе Шэньчжэнь. Их недостаток в том, что в депо необходимо одновременно обеспечить подачу огромных мощностей электричества, а сама батарея занимает около 30% площади электробуса и значительно утяжеляет его, из-за чего электробус может взять на борт меньше пассажиров. Зато такой электробус не тратит на зарядку время, в которое он мог бы двигаться по маршруту.

Москва решила пойти по третьему пути. Закупленные столицей модели подзаряжаются на конечных станциях. По той же схеме работают электробусы в Минске. Москва испытала белорусскую модель на своих улицах. Сделанные в ходе испытаний выводы легли в основу технического задания для российских производителей.

Об особенностях работы такой модели электробуса в своем блоге рассказал урбанист Аркадий Гершман:

«Электробус подъехал, поднял пантограф, быстро подзарядился и поехал дальше. Для этого нужны подстанции в городе и подвод энергии к остановкам. Если из-за неправильной парковки или сломанного электробуса нет доступа к подзарядке, то может случиться беда. Также есть проблема с длинными маршрутами – электробусы будут долго стоять на конечных для зарядки, поэтому придется покупать больше техники и нанимать дополнительных водителей для поддержания коротких интервалов. Москва выбрала этот тип электробусов».

Технические особенности электробуса

По данным «Мосгортранса», электробусы в отличие от автобуса не производят выбросов в атмосферу и движутся бесшумно.

Каждый электробус оснащен медиаэкранами, зарядками для гаджетов и Wi-Fi. При этом суммарные затраты на эксплуатацию электробуса ниже, чем троллейбуса на 10%.

Вмещает электробус 85 пассажиров, имеет 30 мест для сидения.

«Низкий уровень пола, наличие пандуса (аппарели) и накопительная площадка обеспечивают высокий комфорт для всех пассажиров, включая маломобильных. Салон оснащен системами климат-контроля, спутниковой навигации, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств, информационными медиаэкранами и бесплатным Wi-Fi», - рассказали в пресс-службе «Мосгортранса».

Заряжается электробус на конечных за несколько минут, заверили в ведомстве.

Фото: Аркадий Гершман

Что заменят на электробусы?

Как уже говорилось выше, и мэр Москвы Сергей Собянин, и представители дептранса заявили, что электробусы заменят дизельные автобусы.

В то же время сооснователь фонда «Городские проекты» Максим Кац в разговоре с Инфо24 подчеркнул, что хотя власти Москвы заявляют, что на электробусы заменят автобусы, запустили их по троллейбусным маршрутам.

И действительно, из 6 маршрутах, на которые, по информации, размещенной на портале мэра, до конца года выпустят электробусы, только 1 автобусный, остальные - троллейбусные.

Инфографика: Mos.ru

«Как альтернатива автобусу электробусы хороший вариант. А вот перед троллейбусом у электробуса практически нет никаких преимуществ. То, что власти Москвы анонсируют электробус как замену автобусу неправда, так как запустили его по маршрутам троллейбусов. Есть районы, где эти электробусы было бы более актуально тестировать – например, Митино, Строгино, где нет контактной сети троллейбусов, ходят только автобусы, и из-за этого проблемы с экологией. Но по этому пути власти не пошли, потому что электробус – это не транспорт, а всего лишь игрушка Собянина», - рассказал Инфо24 Максим Кац.

В свою очередь Михаил Блинкин отметил, что во многих странах мира электробусы постепенно вытесняют автобусы и троллейбусы:

«Троллейбус – умирающий вид транспорта. В развитых странах их давно уже нет и производятся они только в странах постсоветского пространства», - подчеркнул Блинкин.

Что дальше

До конца года КамАЗ и ГАЗ поставят по 100 электробусов. Сложности первых дней эксплуатации учтут при дальнейших закупках.

«Техническое задание может быть доработано с учетом показателей уже поступивших в столицу автобусов на электрической тяге. До 2021 года планируется закупать по 300 электробусов ежегодно», - сообщили в пресс-службе «Мосгортранс».

В декабре 2018 года будет разыгран еще один лот на 100 электробусов для Москвы. Средняя цена закупки московского электробуса составляет 63-65 млн рублей.