В Папуа — Новой Гвинее появились айфоны, джинсы и местные бизнесмены. Технологии все быстрее проникают в затерянный уголок земли, где недавно были обнаружены запасы природного газа. Не меняется здесь только одно - вера в черную магию, жертвами папуасской инквизиции год от года становятся сотни женщин и их дети.
В 2013 году молодая женщина по имени Кепари Лениата, мать двоих детей, была сожжена за колдовство. Ее обвинили в смерти шестилетнего мальчика, который жил по соседству, в городке Маунт Хейген в Папуа — Новой Гвинее. Родственники умершего раздели ее донага, пытали, облили бензином и подожгли.
Для страны, которая стала доступна для внешнего мира только в конце XIX века, в этом событии не было ничего особенного: по данным местных властей, ежегодно в Папуа убивают за колдовство до 150 человек, как правило, женщин. По подсчетам ООН, количество жертв на порядок больше. Но этот самосуд стал шоком для остального мира, потому что участники расправы без стеснения делились фото и видео сожжения «ведьмы» в соцсетях.
"А коммерсанту из Поднебесной оттяпали голову"
Когда европейцы начали активно осваивать Папуа, они все равно контактировали в основном с племенами, населявшими прибрежные территории острова. Дальнейшее проникновение признали невозможным из-за гряды отвесных гор, протянувшейся через весь остров с востока на запад. Что лежало внутри этой природной стены высотой в тысячи метров, на острых зубцах которой покоились облака, было скрыто пеленой неизвестности. Пока туда не добрался аэроплан.
В 30-х годах прошлого века два брата-австралийца отважились перелететь через горы, воображая найти в отдаленных уголках высокогорья россыпи золота. Но вместо этого они обнаружили деревеньки первобытных земледельцев, которые в нетронутом виде бытовали там с незапамятных времен. Они не знали ни обработки металла, ни животноводства. У жителей нагорий не было ни малейшей причины изобретать колесо. Два белых брата показались им духами предков, сошедшими из небесной мглы.
В качестве жеста доброй воли австралийцы прокрутили туземцам несколько итальянских опер на граммофоне, который захватили с собой. Те были очарованы музыкой. Они хлопали в ладоши, притопывали и радостно смеялись.
Пришельцы же были крайне взволнованы. Они верили, что благодаря силе искусства сумели преодолеть цивилизационные границы, разделявшие людей XX века и примитивные племена. Немного позже, при помощи жестов и пантомимы австралийцам объяснили, что все было совсем не так. Обитателей гор восхитила музыка не потому, что она была прекрасна.
А потому что трубы далеких европейских оркестрантов звучали в точности, как возбуждающие вопли захваченных женщин, предназначенных для людоедской пирушки.
Этот культурный разрыв все еще не преодолен. И большой вопрос, будет ли он преодолен когда-нибудь, хотя к этому сейчас прилагаются большие, подчас грубые усилия. За чуть больше чем сто лет жителям Папуа – Новой Гвинеи пришлось от каменных орудий перейти к железным инструментам, а от них – к технологиям на основе кремния.
Кое-где они перешли прямо от охоты и собирательства к айфонам. Недавнее обнаружение в стране запасов природного газа лишь пришпорило стремительные изменения тысячелетнего уклада папуасских племен.
В торговых центрах, которые понастроили азиатские инвесторы, в штанишках для йоги беззаботно прогуливаются жены нефтяников и строительных магнатов. А бары переполнены китайскими бизнесменами. Но это лишь видимость.
«Между местными и китайцами, которые приехали следить за инвестициями, уже бывали серьезные стычки, - рассказывает баптистский священник Джон, который вместе с женой Марсианой преподает папуасам Слово Божие. – Китайского инженера изрубили мачете, когда он поспорил о чем-то с гвинейскими подрядчиками». А коммерсанту из Поднебесной, ломившему безбожный процент за продажу товаров в кредит, оттяпали голову.
"Колдовство – это естественно. Более того – разумно"
Это цунами иностранного влияния, денег и качественных товаров привнесло в общество Папуа – Новой Гвинеи новое для него явление показного потребления, которому всегда сопутствуют зависть и чувство обиды. В традиционном укладе папуасских племен всегда существовали запреты на публичную демонстрацию достатка и положения в обществе. Кичиться успехом было не просто запрещено, но и очень опасно.
Человек, который часто закатывал пирушки или у которого было множество плодоносных садов, рисковал сделать своих сородичей jelas. Это словечко означает на ток-писине не просто зависть, но нечто сродни состоянию неконтролируемой злобной алчности. Теперь же, чтобы превратить окружающих в jelas, достаточно просто иметь автомобиль или вести броский образ жизни. А самыми алчными и мстительными jelas, как учат поверья, бывают ведьмы.
