Кабмин одобрил строительство высокоскоростной железной дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. Дорога обойдется в 621,5 млрд рублей

Фото: Flickr/KimonBerlin

Правительство одобрило начало строительства высокоскоростной магистрали от Москвы до Нижнего Новгорода. В будущем дорогу могут продлить до Казани, но сначала проект должен согласовать президент России.

Участок дороги до Нижнего Новгорода будет стоить 621,5 млрд рублей – по 200 млрд планируется выделить из федерального бюджета и бюджета РЖД. Но если власти решат продолжить дорогу до Казани, расходы вырастут почти втрое – до 1,7 трлн рублей.

В правительстве долго не могли достичь согласия по проекту. Министр финансов Антон Силуанов отказался утвердить проект, документ поступил на подпись к премьеру без его визы. Силуанов посчитал проект нерентабельным, а данные о пассажиропотоке между Москвой и Нижним Новгородом завышенными. Сейчас по всем видам транспорта он не превышает 2,1 млн человек в год, однако РЖД рассчитывает, что он вырастет до 5,5 – 7,7 млн.

Министр транспорта Максим Акимов проект, напротив, поддержал. Он подчеркнул, что проект проработан с привлечением ведущих российских подрядных организаций, имеющих значительный опыт в строительстве железнодорожной инфраструктуры, а также необходимые мощности.

«Все данные говорят о том, что операционная безубыточность проекта и его долгосрочная окупаемость – это достижимые цели. Надо приступать к реализации», – отметил Акимов.

Проект скоростной железной дороги поступил на подпись президенту Владимиру Путину, который решит его дальнейшую судьбу.

Решение пока не принято, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В РЖД надеются, что это произойдет до конца марта. Об этом во вторник заявил президент госкомпании Олег Белозеров.

Источники, участвовавшие в правительственных совещаниях по этому вопросу, рассказали "Ведомостям", что решение президента во многом зависит от того, найдутся ли в России желающие строить дорогу: подрядчик должен быть российским — это принципиальная позиция Путина. Строителей будет подбирать РЖД, отметил представитель Минтранса.

Часть большого целого

Скоростная железная дорога от Москвы до Нижнего является частью проекта скоростной магистрали от Москвы до Пекина. Возможность ее строительства РЖД обсуждала с китайскими коллегами в 2014 году. Весь проект тогда оценили в 7 трлн рублей. Китай готов был потратить на него сумму, равную 4 трлн рублей.

Проектированием дороги занимался российско-китайский консорциум, в который входили «Мосгипротранс», «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group. Источники "Ведомостей" рассказали, что многие российские строительные компании увидели чрезмерные риски в использовании китайских технологий и отказались от роли генподрядчика, когда в прошлом году изучали проектную документацию.

«Если вдруг вмешается внешнеполитический фактор и отношения с Китаем ухудшатся, магистраль будет невозможно достроить», – объяснял сотрудник одной из строительных компаний.

Часто в железнодорожных стройках генподрядчиком выступают структуры РЖД, однако в данном случае госкомпании может не хватить мощностей для строительства магистрали. Об этом заявил представитель строительного бизнеса и подтвердил федеральный чиновник.

Цена вопроса
  • Строительство одного километра дороги Москва-Нижний Новгород обойдется примерно в 1,5 млрд рублей ($23 млн)
  • Французская Train a Grande Vitesse (TGV) стоила $ 21,5 млн/км
  • Итальянская магистраль Флоренция—Болонья обошлась в $75,8 млн/км
  • Строящаяся сейчас в Калифорнии ВСМ будет стоить не менее $39 млн/км