Подорожание автомобилей из-за повышения утильсбора неизбежно приведет к росту цен на товары в магазинах и ускорению темпов инфляции. Об этом Инфо24 заявил автоэксперт Антон Шапарин, комментируя увеличение ставок утилизационного сбора в России на 70–85 процентов с 1 октября.
«Такое повышение цен не может не сказаться на инфляции. Если упрощать, автомобили — в той корзине товаров, по которой ЦБ считает инфляцию. И рост цен на них автоматически повышает стоимость всех перевозок. Любой творожок на прилавке супермаркета станет дороже. Рост цен на спецтехнику будет переложен в стоимость строительства», — констатировал автоэксперт.
По словам Шапарина, утилизационный сбор в России не имеет никакого отношения к утилизации автомобилей и изначально задумывался, как мера таможенно-тарифного регулирования и защиты внутреннего рынка от импорта при вступлении России в ВТО. Впоследствии из-за санкций западных стран Россия была вынуждена переориентироваться на китайский рынок. Однако китайские автомобильные бренды не спешат локализоваться в России, преследуя свои цели.
«Но это было давно. Другой рынок, другая ситуация в международной торговле, другие партнёры. Китайцам наш рынок, конечно, важен: Россия стала самым большим покупателем их авто в мире, в два раза опередив Мексику. Но ещё важнее для них выполнять KPI партии и правительства: загружать домашние заводы, которые страдают от насыщения внутреннего рынка, и экспортировать, экспортировать и ещё раз экспортировать. С нашими мыслями про локализацию эта цель стыкуется плохо», — объяснил автоэскперт.
По мнению Шапарина, утильсбор можно было бы направить на развитие отечественного автопрома.
«Национальный автомобильный союз предлагал правительству „окрасить“ утильсбор и направить его на развитие автопрома. Потребителям важно понимать, что сегодня они платят больше ради того, чтобы было, на чем ездить завтра. Сейчас вариантов не слишком много: или откровенно устаревшие модели, или перелицованные „китайцы“ под брендами, которые даже запоминать бессмысленно. Лада Искра — дитя великого румынского автопрома, забытое в Тольятти французами при отступлении. К сожалению, более мы не видели ничего», — подытожил автоэксперт.