sunny
19°С Москва
USD 92.51
EUR 98.91
BTC 63,562.93
20:14 14 сентября 2018
Общество

«Невозможно пить лекарства или все время молиться». В Нидерландах разрешили эвтаназию психически больным

«Невозможно пить лекарства или все время молиться». В Нидерландах разрешили эвтаназию психически больным

В январе голландский врач выписал своей пациентке – Аурелии Броуэрс – смертельный яд. Эвтаназия девушки, пережившей двадцать попыток самоубийства, была одобрена государством. Однако Аурелия Броуэрс не была смертельно больна – ей разрешили покончить с собой в присутствии медиков из-за психического заболевания.

Борьба за смерть

Наверное, такая история могла случиться только в Нидерландах. Именно там в 2002 году появился первый в мире закон об эвтаназии — так называемом «праве на смерть». К 2018 году эвтаназия помогла уйти из жизни более 6,5 тысячам голландцев. Большинство из них страдали смертельными заболеваниями. Однако 83 человека, прервавших жизнь раньше срока, добровольно пошли на это из-за психических заболеваний. Среди них и Аурелия Боувэрс.

«Мне 29 лет, и я добровольно решилась на эвтаназию. Я так решила, потому что страдаю психическими расстройствами. Моя жизнь невыносима. Каждый вздох — это пытка».

Первое психическое заболевание — депрессия — появилось у Аурелии Боувэрс, когда ей было 12 лет. «Врачи сказали, что у меня пограничное расстройство личности. Затем появились другие диагнозы — расстройство привязанности и хроническая депрессия, хронический суицид, тревога, психозы», — вспоминала она.

Аурелия Боувэрс неоднократно пыталась покончить жизнь самоубийством. «Я пыталась наверное раз двадцать. Несколько раз у меня почти получилось, но, как говорили врачи, у меня на редкость крепкие легкие и сердце. Это чудо, что она выжила, говорили они», – вспоминала она.

https://www.instagram.com/p/BeN4--sAmYD/?taken-by=aureliabrouwers

Врачи Аурелии были категорически против эвтаназии. Тогда она обратилась в клинику Levenseindekliniek («Конца жизни») в Гааге – последнюю инстанцию для тех, чье желание умереть не поддержали лечащий психиатр или терапевт. Из 83 пациентов, добившихся эвтаназии по психиатрическим показаниям, 65 ушли из жизни именно в этой клинике.

Однако получить разрешение было не так просто. С 2002 года клиника одобрила лишь 10% прошений, а Аурелия боролась за свое право на смерть долгие восемь лет.

Склонность к самоуничтожению

Журналисты голландского телеканала RTL Nieuws провели с девушкой последние недели ее жизни. Один за другим она вычеркивала из календаря дни, оставшиеся до эвтаназии. Днем своей смерти Аурелия выбрала 26 января 2018 года.

Съемочная группа сопровождала девушку везде — когда она каталась на велосипеде по своему любимому городу Девентеру, занималась рукоделием и ужинала с близкими. А в один из дней Аурелия направилась в крематорий, который выбрала для своих похорон.

«Ее настроение сильно менялось в течение дня. Чувствовалось, что ее что-то гнетет. Она ни о чем не могла связно говорить. Только когда мы беседовали об эвтаназии, она формулировала мысли ясно», – вспоминает о проведенном с Аурелией времени журналист RTL Сандер Паулюс.

Однако означает ли ясность мысли, что Аурелия отдавала себе отчет в том, что выбирает вместо жизни смерть? Ведь по голландскому закону об эвтаназии у врача не должен быть сомнений, что пациент хорошо обдумал свое решение и понимает последствия.

https://www.instagram.com/p/BdyFkDLAQ8r/?taken-by=aureliabrouwers

Быть может желание Аурелии умереть было лишь симптомом ее многочисленных психических болезней? Люди с пограничным расстройством личности склонны к самоуничтожению. Они могут наносить себе увечья, страдают от приступов ярости, с трудом поддерживают отношения и эмоционально нестабильны. Расстройство привязанности также часто сопровождается агрессией, направленной против себя.

Психиатр клиники Levenseindekliniek Кит Ванмехелен убеждена, что нельзя знать это наверняка. «В первую очередь нужно сделать все, чтобы уменьшить симптомы. При расстройствах личности желание умереть – не редкость. И если пациент прошел курс лечения, его желание умереть следует рассматривать как желание ракового больного, который говорит: «Я не хочу идти до конца», – считает она.

Однако с ней согласны далеко не все голландские психиатры. «Откуда нам знать, что желание умереть не было признаком психического заболевания Аурелии? Тот факт, что кто-то нашел логическое объяснение, не означает, что желание умереть не связано с болезнью», – говорит врач Фрэнк Кёрсельман, один из самых ярых критиков эвтаназии психических больных.

Он убежден, что психиатры не должны идти на поводу у клиентов. «Можно не заражаться их безысходностью. Да, эти люди потеряли надежду, но врач должен быть рядом и вселять ее. Больным нужно знать, что вы будете за них бороться», – говорит он.

«Оказалось, я не сумасшедшая»

У Моник Аренд, как и у Аурелии, нашли несколько психиатрических заболеваний, включая пограничное расстройство личности. После того, как Моник пережила сексуальное насилие, она неоднократно пыталась покончить с собой. Девушка долго и всерьез думала об эвтаназии.

«Мне казалось, я самая большая проблема для окружающих, и просто не хотела доставлять никому хлопот. А потом боль стала невыносимой, и я заполнила прошение об эвтаназии. Но так его и не отправила».

Моник отказалось от эвтаназии, потому что к ней пришла помощь. На начальной стадии заболевания девушке не повезло с врачом – он посоветовал Моник никогда не говорить об изнасиловании. И болезнь начала прогрессировать – Моник стала наносить себе увечья.

Но потом она нашла терапевта, специализировавшегося на психологических травмах. «Оказалось, я не сумасшедшая, у меня просто психологическая травма – а это огромная разница. Мы долго работали над проблемой, было очень болезненно. Но мы справились, и теперь мне лучше», – говорит Моник.

Для тех, кто всерьез задумывается о самоубийстве или эвтаназии, девушка написала книгу о своем опыте. «Все это очень тяжело, но не сдавайтесь. Ищите тех, кто сможет вас поддержать. Ребята, вы очень сильные, вы через многое прошли. И на этой планете для вас все еще есть место», – говорит Моник.

https://www.instagram.com/p/BbT6h5kA5hl/?taken-by=aureliabrouwers

Эвтаназия психически больных вызывает столько споров еще и потому, что невозможно определить, все ли способы лечения испробовал пациент. По этой причине клиника отказывает половине психиатрических пациентов.

«У меня был пациент, который испробовал все способы лечения и был убежден, что ничего ему больше не поможет. При этом он никогда не лечился от злоупотребления медикаментами и алкоголем, – вспоминает Кит Ванмехелен. – И я сказала, чтобы он полгода максимально сократил их употребление, а после, если не передумает, возвращался ко мне».

Что касается Аурелии Боувэрс, она проходила терапию и пила таблетки, однако мы не знаем подробностей ее лечения.

«Нам надо отказаться от мысли, что больной человек вплоть до трагического конца должен постоянно лечиться, – говорила Аурелия. – Для таких как я порой нет никакого решения – невозможно бесконечно пить лекарства или все время молиться. В какой-то момент надо просто остановиться».

Однако с психическими расстройствами можно жить десятилетиями. Врачи отмечают, что с возрастом симптомы смягчаются, а после сорока людям с пограничным расстройством личности может стать значительно лучше.

«Психические расстройства невозможно вылечить, как например инфекцию. Эти болезни, скорее, схожи с диабетом: пациенты знают, что это на всю жизнь, а врачи помогают им жить с этим», – считает Фрэнк Кёрсельман.

https://www.instagram.com/p/BeWMzSFAzu9/?taken-by=aureliabrouwers

Аурелия Боувэрс умерла за десять с лишним лет до своего сорокалетия. Накануне смерти в гости к Аурелии приехал ее любимый певец Марко Борсато. В тот вечер Аурелия ужинала с друзьями - они смеялись, выпивали и произносили тосты. А утром 26 января она написала последний пост в соцсетях: «Я собираюсь в путь. Спасибо за все. Теперь я недоступна».

В документальный фильм RTL вошел последний разговор Аурелии с журналистом Сандером Паулюсом. В руках девушка держит маленький флакон со смертельным ядом. На вопрос, не передумала ли она, Аурелия отвечает: «Никаких сомнений. Я готова отправиться в путь».

Смерть Аурелии Боувэрс вызвала широкий общественный резонанс в Нидерландах и попала в заголовки газет по всему миру. Люди задавались вопросом: разве для таких больных был принят закон об эвтаназии? И теперь мы никогда не узнаем, было ли желание Аурелии умереть одним из симптомов ее психического расстройства или обдуманным решением.