Ничего подобного Нью-Йорк не видел: как российские художники раскрыли американцам русскую душу

Независимая команда русских художников Ловкий/Lowkey провела серию выставок в Нью-Йорке в необычное для мира время и в необычном формате. Мы поговорили с куратором команды Ловкий Никитой Лазаревым (MikkiDoc), чтобы узнать больше и рассказать вам подробности:

— В самый разгар пандемии в США в 2020 и 2021 годах в Нью Йорке, в бруклинской галерее Dordor, прошли две выставки за авторством команды художников Ловкий/Lowkey. Как так вышло?

— Мы ожидали, что на самом деле подгадаем так, чтобы дебютировать в Нью-Йорке, когда волна пандемии уже спадет, но при этом в городе всё ещё будет не так много готовых рабочих проектов — и нас будет хоть сколько-нибудь видно. В итоге первая выставка, напротив, прошла в самый разгар эпидемии в городе. Мы проводили её в полном соответствии с регламентами по безопасности, установленными властями Нью-Йорка.

Перфоманс на выставке посреди зрителей в галерее в Бруклине в Нью-Йорке
Фото с выставки команды русских художников Ловкий в Нью-Йорке 2020, галерея Dordor

— Как вам вообще удалось реализовать два таких крупных проекта, кем они финансировались?

— Никем не финансировались, мы всё сделали своими силами, общими ресурсами, плюс при проведении первой выставки поддержку в Нью-Йорке оказывала Дарья Мэйер, директор труппы Amona Fe Theater Group, при проведении второй - сама галерея Dordor, за что им спасибо. Планируем и дальше сотрудничать.
К вопросу, как нам это удалось: мало кто что-то делал в обстановке такой неопределённости, особенно арт-проекты на финансировании — им риски надо оправдывать. Потому мы посчитали, что упустить такой шанс, несмотря на риски, было бы кощунственно.

— Что это были за выставки? Концепт, формат, ценность, отклик?

— Цель выставок — межкультурная коммуникация, переосознание культурного самоопределения и дополнение его фидбэком от людей вне нашего культурного контекста. Проще говоря, мы пытаемся осознать себя как часть русской культуры, да и что такое русская культура сейчас? С 1991 года у нас не особо-то было время перевести дух и посмотреть назад в культурном контексте. Ощущается, что идентичности не хватает — мы решили, что хотим попробовать её поискать и представить наши текущие результаты поиска перед жителями Нью-Йорка в наиболее иммерсивном формате, чтобы компенсировать наше личное отсутствие на выставке.

Фото с выставки команды русских художников Ловкий в Нью-Йорке, 2020, галерея Dordor
Фото с выставки команды русских художников Ловкий в Нью-Йорке, 2020, галерея Dordor

— Вы сказали "в иммерсивном формате" — как именно это выражалось? И какой был отклик от посетителей двух выставок?

— Первая выставка прошла 30 ноября и 1 декабря 2020 года, всего два дня, и представляла собой иммерсивное театрализованное полуторачасовое представление, созданное Дарьей Мейер вместе с ее труппой Amona Fe New Theater Group. Оно многократно повторялось и дополняло впечатление от картинной экспозиции (15 работ художников нашей группы Ловкий/Lowkey). Посетители бесконтактно взаимодействовали с театральной группой, представлявшей сущностей из языческой Яви — духов, которые выступали активными посредниками между людьми и картинами, зачитывали экспликации или напрямую спрашивали посетителей об их впечатлениях. Отклик был положительный: "Ничего подобного в городе не происходит сейчас, это удивительно, цельно", "Почему вы себя называете андеграундом? В Нью-Йорке это просто современное искусство".

— Расскажите поподробнее о второй выставке, чем она отличалось от первой? Поменялись цель и подача — или это был просто повтор в более благоприятное время?

— На вторую выставку Dordor дали нам уже целую неделю, и она прошла с 26 марта по 2 апреля 2021 года включительно. Картинная экспозиция осталась неизменной, но формат поменялся совершенно: акцент сместился в цифровые эффекты и дополненную реальность. Используя технологии, мы старались углубить погружение в работы, мы хотели дополнить наш акт межкультурной коммуникации всеми доступными средствами. Это были и анимация полотна в дополненной реальности (AR) с помощью Artivive app и масок Instagram, и 3D-эффекты с аудио на картинах, дополняющие суть работы и делающие авторские акценты более очевидными для зрителей вне нашего культурного контекста. Также были представлены 3D-скульптуры в цифровом видео: они посредством смартфонов проецировались в пространстве галереи и подчёркивали те аспекты русской культуры, которые мы хотели отметить и поделиться ими. Отдельно отмечу скульптуру деревенского резного окна на стене, за которым можно было увидеть русское поле.

— Формат выставки был один и тот же каждый день, или что-то менялось? И каким был отклик в этот раз?

— В этот раз выставка прошла кратно успешнее — больше посетителей, больше охват, даже попали в репортаж RTVI из Нью-Йорка! Дни у нас были тематические — один посвящён феномену православия через призму Толстого (отражение как явления без оценки), другие — российской нео-фолк-музыке, иногда проводились показы русских мультфильмов: "Тайна третьей планеты", "Остров сокровищ", "Потец", серия "Ну, погоди!" про зайца-робота — всё с английскими субтитрами. В этот раз даже удалось коммуницировать с посетителями лично, хотя бы пару дней. Много людей, удивительно внимательных и небезразличных, интересующихся и непредвзятых, были готовы воспринимать российскую культуру такой, какой мы её показывали, а не "клюквой", "красной угрозой" и так далее. И опять же посетители остались под впечатлением от формата: "В городе ничего подобного ни разу не видел, это удивительно!" — на что мы разводили руками и говорили, что это странно, ведь технология старая, и удивлены как раз мы — почему применение эффектов в таком ключе никто не встречал.

— Как вы сами оцениваете ценность вашей выставки? И, на ваш взгляд, удалось ли вам донести то, что ваша команда художников Ловкий решила транслировать? Вы специально провели выставку тогда, когда отношения между США и Россией начали стремительно ухудшаться?

— Ценность для российской аудитории — мы заявили, что начинаем свой путь осознания культурной идентичности в нашем понимании таковой. Сейчас любой проект, пытающийся нащупать культурную целостность и культурный вектор, будет априори ценным. Мы видим в этом потребность.

Для нас самих ценность выставки в том, что мы попробовали совершенно новые для себя форматы, каждый из нас в делал то, чего никогда до этого не делал, и это важная веха в развитии каждого члена команды: съёмка и производство видео, вёрстка постеров, экспликаций и каталогов, покадровая анимация и AR эффекты, иммерсивный перфоманс, оживляющий статичную картинную выставку и многое другое.

Ценность для зрителей в Нью-Йорке — непривычные смелые и при этом цельные форматы взаимодействия с искусством именно тогда, когда чего-то нового и свежего совсем мало из-за эпидемиологической ситуации. Не говоря уже о том, что акт коммуникации мы считаем успешным и забавно своевременным. Мы успели познакомить жителей Нью-Йорка с нашей культурой, поговорить на языке искусства — а этот язык куда пронзительнее и понятнее любых слов. Мы этим диалогом остались довольны и ощущаем, что цель выставки выполнили и даже перевыполнили, потому что не планировали оказаться настолько своевременными (практически одновременно с нашей выставкой вышли проекты Birchpunk и сериал "Топи", тоже нацеленные на коммуникацию русской культуры). Но мы не старались, это вселенная подгадала.

— И последнее — какие у команды Ловкий планы на будущее? Чего ждать теперь и где?

— Следующую выставку — "Опыт" — мы планируем провести в Москве осенью 2021 года, работа над ней уже ведётся. Это снова будет исследование, но на этот раз объектом выступит общечеловеческий опыт и наше представление о том, кто и что такое человек, мы затронем особенности восприятия и самоосознания, ценностей, взглядов. Выставка будет кроссформатной, в нее войдут сразу несколько видов искусства с акцентом на видео-арт. Подробнее расскажем в анонсах в нашем инстаграме, где вы вдобавок можете получше познакомиться с нашими художниками.

Художники команды Ловкий/Lowkey:

Саша Винг - @wing.svoboda

Сергей Кватрикс - @sergeykvatrix

Dontworri - @__dontworri

Евгений Пилягин - @pilyagin.art

Яна Тарк - @yana_tark

Укуль Беба - @ukul_beba

Никита MikkiDoc - @amikkidoc

Daria Meyer, директор труппы Amona Fe New Story Theatre Group, NYC - @daria.a.meyer

Сейчас читают