sunny
12°С Москва
USD 93.29
EUR 99.56
BTC 65,224.41
16:54 26 января 2019
Наука и техника

«Никакой обязательной платы для владельцев мобильных не будет»: сенатор Бокова разъяснила Инфо24 свой проект регистрации гаджетов

«Никакой обязательной платы для владельцев мобильных не будет»: сенатор Бокова разъяснила Инфо24 свой проект регистрации гаджетов

В Совете Федерации разработали законопроект об обязательной регистрации всех мобильных устройств с выходом в интернет. Регистрировать их предлагают по уникальному идентификатору IMEI и брать за это по 100 рублей. Так сенаторы рассчитывают помочь силовикам бороться с террористами и искать украденные гаджеты.

Изначально все расценили это как новый налог, однако автор законопроекта, сенатор Людмила Бокова объяснила Инфо24, что платить должны будут только производители и импортеры. Те же, кто купит телефон за рубежом или отремонтирует его так, что это повлечет изменение IMEI, смогут зарегистрировать его добровольно – чтобы помочь себе и полиции в будущем оперативнее найти украденный аппарат.

- Пресс-служба «Единой России» уже разослала сообщения о том, что не будет поддерживать ваш законопроект из-за того, что граждане якобы будут обязаны платить 100 рублей за регистрацию своего телефона в новом реестре IMEI-кодов.

- В законопроекте такого положения (о пошлине - прим. Инфо24) нет. Если вы прочитаете РБК, там написано о том, что платить будут граждане, которые купили новый гаджет за границей и ввезли его в Россию сами. Регистрация для них в базе IMEI-кодов действительно будет платной, но добровольной (хотя в законопроекте идет речь о том, что даже владельцы старых аппаратов будут обязаны их зарегистрировать после трехлетней «амнистии» - прим. Инфо24). То же самое касается и тех, у кого IMEI автоматически поменяется после ремонта.

Во всех остальных случаях импортер регистрирует IMEI телефона, который он ввозит, сам и за свой счет. То же самое касается и отечественных производителей гаджетов. Именно для импортеров и производителей эта платная регистрация будет обязательной. Но благодаря ей любой пользователь сможет идентифицировать свое оборудование у оператора сотовой связи как не контрафактное. А еще оператор получит возможность заблокировать возможность продажи такого телефона на "сером" рынке. Ведь если кто-то придет потом к оператору с чужим IMEI, то последний сможет проверить эти данные и определить, что телефон краденый.

О необходимости создания такой базы говорили и в МВД. Но понятно, что они сами такую базу не создадут, потому что у них нет таких и обязательств, и расходов, и все это сложно сделать. Поэтому производители и импортеры, за чей счет будет вестись база, таким образом протягивают руку помощи правоохранителям. Полиция же в случае поиска краденого телефона сможет обратиться к оператору, а тот – в Научно-исследовательского института систем связи и управления (ЦНИИС), который и будет вести базу IMEI-кодов. В итоге оператор предоставит сотруднику МВД не только данные сим-карты, но и IMEI телефона.

Просто возникло недоразумение у медийного пространства, и оно предприняло попытку запустить слухи как достоверные сведения. Хотя у РБК речь идет об оплате регистрации со стороны производителей и импортеров. Никакой обязательной платы со стороны абонента не обсуждалась и не будет обсуждаться, так как это не основная суть закона. Основная суть – создать уникальную базу IMEI-кодов, которая позволит оперативно нейтрализовать контрафакт или заблокировать связь и возможность использования данных на краденом телефоне. И краж, наверное, станет меньше, если мошенник не сможет воспользоваться гаджетом. Ежегодно, по статистике, у нас идет до 185 тысяч краж телефонов, планшетов. Но в основном это телефоны, потому что там мы прошиваем наши все финансовые активы, платежные карты, и очень высока цена потери телефона, а поиск затруднен. С большим трудом гаджетам возвращают пользователям.

Также мы прописали, что, если человек использовал сервисную услугу, заменил, например, дисплей в своем телефоне – понятно, что тут же автоматически меняется IMEI-код - абонент может обратиться к оператору, сказать, что он провел ремонт, предоставить сертификат, и оператор подтвердит эту смену кода, а абонент будет опять же защищен от мошеннических действий.

Плюс, это обезопасит пользователей от различных утечек данных. Были же случаи, когда производители правили эти базы-IMEI, чтобы использовать их не по назначению, прослушки ставить. Ведь будущая база будет независимой.

Повторюсь, МВД заявляли, что потребность в таком механизме есть в стране, чтобы более четко предоставлять возможность пользователю обезопасить себя от краж и оперативно реагировать на эти кражи. Говорил об этом и Роскомнадзор. Но использовать IMEI, когда в законе не прописано, что это, не совсем правильно. Поэтому мы и решили придать ему значение, что это уникальный код и что должна быть такая база, которой сможет воспользоваться любой оператор связи, к которому обратится абонент.

- А зачем эта база нужна спецслужбам, если они и так получат от оператора информацию о звонке?

В большей степени это все же не про спецслужбы, а про абонентов, которые получают новую возможность не нарваться на контрафактную продукцию и получить помощь при кражах. Тем не менее, разберите случай, связанный с терактом в Санкт-Петербурге (взрыв в петербургском метро в апреле 2017 года - прим. Инфо24) - там как раз фигурировала сим-карта. Но в случае принятия нашего законопроекта службы смогут более оперативно определять местонахождение аппарата и принадлежность его какому-либо собственнику. Потому что будут учтены не только данные сим-карты, но и самого аппарата. Кроме того, если и обвинять кого-то, нужно иметь больше данных.

- А вы как-то с правящей партией будете обсуждать вопрос о голосовании после объявления их позиции?

Действительно, ситуация странная, ведь об обязательной платности для абонентов, на которую указывают сейчас, речи не идет. Но будем обсуждать все в любом случае - когда законопроект вносится, он должен пройти официальные отзывы - через правительство, Госдуму. Кроме того, мы обсуждаем сейчас с операторами некоторые обременительные обязательства для них – ведь они должны будут обращаться за данными к ЦНИИСУ, за каждым номером. Но пока, предварительно, они готовы делать эти операции, потому что это будет полезно для чистоты отношений с абонентами. Что касается производителей и импортеров, то они готовы пойти на оплату формирования базы IMEI-кодов, потому что они вместе с государством теряют колоссальные доходы из-за контрафакта.

- А когда вы собираетесь вносить законопроект в Госдуму?

- Я не могу сказать предметно, потому что операторы еще должны провести расчеты, чтобы они для себя понимали, что для них работа с базой не затратна и не кошмарна. Если они просчитают и скажут, что это не обременительно для них, мы начнем работу. Но, повторюсь, пока они высказали позицию, что для них это нормально.

Мы еще не подошли к пониманию формализации этого проекта и готовности его вносить в Госдуму. Мы обсуждаем саму технологию, написали дорожную карту, концепцию, которую поддержали многие ведомства. Концепцию о том, что надо пошагово идти в эту сторону. Пошагово, без налогов, как об этом уже говорят, и дополнительного обременения для абонентов. Для пользователя же, если он купил телефон за границей сам или отремонтировал его, процедура регистрации должна быть максимально простой и необременительной.

А что думают эксперты?

  • Инициатива сенатора встретила недоверие со стороны специалистов в области интернета и технологий. Эксперты поставили под сомнение компетентность авторов проекта.
  • Глава «Общества защиты интернета» (ОЗИ) Леонид Волков назвал введение пошлины при регистрации "платой за воздух", как в книге "Чипполино".
  • Юрист общественной организации «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян отметил, что принятие закона поможет только при блокировке украденных телефонов, но навредит тем, кто купил "серый" телефон, который смогут заблокировать.
  • Интернет-омбудсмен при президенте РФ Дмитрий Мариничев, считает предложение Боковой "циничным", ведущим к деградации, экономическому падению и в итоге снижению качества жизни.
  • Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает инициаторов проекта неадекватными. «В том наборе бессвязных слов, которые соединили в текст авторы законопроекта, нет решения какой-либо проблемы. Новая база ничего не даст, это решение несуществующей проблемы", – заявил он.