Россия запретила Украине покупать нефть, уголь и газ. Что теперь будет?

18 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал указ о запрете экспорта российской нефти на Украину. С 1 июня 2019 года Киеву также ограничат возможность закупать уголь, дизельное топливо и сжиженный газ. Их можно будет приобрести только по спецразрешению Минэкономразвития.

По словам Медведева, такие меры Россия приняла в ответ на расширение украинских санкций. Но что такой запрет означает на самом деле? Украина теперь останется без топлива? И что теперь будут делать в Киеве? Инфо24 попытался ответить на эти и другие вопросы.

  • Как будет жить Украина без российской нефти?

Российская нефть идет по территории Украины только транзитом. То есть сама Украина российского сырья не получает и не перерабатывает. Причем формально трубопровод принадлежит швейцарской компании International Trading Partners AG, поэтому никаких оснований перекрывать не принадлежащую России трубу не существует.

Если по каким-то сверхъестественным причинам трубу все-таки перекроют, то идущие по ней объемы можно будет перенаправить в порты.

  • А как же теперь Украина без российских нефтехимических продуктов?

Объемы поставляемой на Украину нефтехимии незначительны. По состоянию на 23 апреля поставки уже были остановлены. По мнению экспертов, это не окажет существенного влияния ни на российских экспортеров, ни на украинских получателей.

Из всего списка нефтехимии, запрещенной к поставкам на Украину, Россия отправляла туда только ортоксилол и толуол. Оба эти химиката используют в лакокрасочном производстве.

  • Зачем тогда российское правительство подписало такой указ?

Как уже было сказано, расширение российских санкций стало ответом на аналогичные действия Киева. Но помимо этого в списке все-таки есть товары, которые могут ощутимо ударить по украинским потребителям. Речь об угле и дизельном топливе: без росийских поставок на Украине может возникнуть дефицит этих продуктов.

Но поскольку до 1 июня еще есть время, украинские дистрибьюторы дизеля успеют договориться с альтернативными поставщиками. Сейчас Россия отправляет на Украину дизель двумя способами: по трубопроводу и по железной дороге. Так, по данным аналитиков, в 2018 году Россия отправила на Украину около 2,5 млн тонн дизтоплива по трубопроводу Новоград–Волынский, а еще 180 тыcяч тонн отправилось туда ж/д транспортом.

  • А 2,68 млн тонн дизеля это много или мало?

Много. Доля российских поставщиков составила 37% от всего объема дизеля, который потребляет Украина. Но в то же время значительную часть украинского рынка заняли производители из Белоруссии, отправившие местным компаниям 35% от общего объема, который она потребили за год. Всего за 12 месяц украинский рынок потребил около 6,5 млн тонн дизельного топлива.

  • Откуда же Украина будет брать дизель?

Основным его источником, вероятно, станет Белоруссия. Таким образом, количество белорусского дизеля на украинском рынке может удвоится. При этом белорусские НПЗ делают топливо из российской нефти, которая будет постепенно дорожать из-за налогового маневра. Это значит, что цены на белорусский дизель на Украине тоже могут вырасти.

  • А разве Белоруссия не отказалась от поставок топлива на Украину?

Власти Белоруссии 22 апреля действительно прервали отгрузки топлива Украине. Однако, согласно официальным комментариям «Транснефти», это временная мера, связанная с "плохим качеством российской нефти". В начале апреля Белоруссия угрожала остановить транзит российской нефти. Столь радикальная реакция Минска последовала после того, как российская сторона наложила на импорт белорусских фруктов. Также Минск не раз высказывал недовольство налоговым маневром и угрожал перекрыть трубу.

Так, в рамках маневра Россия до 2024 года снизит экспортную пошлину на нефть до нуля, взамен увеличив налогообложение производителей на внутреннем рынке. Таким образом, Белоруссия, у которой была возможность покупать нефть без пошлин, может потерять до 500 млн долларов.

  • А что с углем?

С углем ситуация сложнее. Если в случае с нефтепродуктами Украина может надеяться на поставки из соседних стран, то альтернативы российскому углю сейчас не существует. В 2018 году отечественные производители отгрузили на Украину более 15 млн тонн угля, что составило 70% от общей емкости украинского рынка. Суммарная стоимость импорта из РФ достигла 1,8 млрд долларов.

В такой ситуации посредником между странами наверняка станет Белоруссия, которая сможет на этом неплохо заработать. По оценкам экспертов, белорусская сторона при такой схеме будет зарабатывать около 5 долларов на каждой тонне проданного продукта.

Реэкспорт российского угля на Украину может благотворно сказаться на отношениях России и Белоруссии. Но эта схема поставок негативно скажется на поступлениях в бюджет РФ.

  • Зачем такие сложности, что говорят эксперты?

По мнению политологов, санкции призваны усилить позиции России на переговорах с Украиной о продлении газового контракта. Действующее соглашение истекает в конце 2019 года, а достичь новой договоренности по оптимальный тарифам будет крайне сложно, так как Россия намерена перенаправить значительные объемы газа в «Турецкий поток» и «Северный поток – 2». В результате Украина может потерять от 3 млрд долларов. Пока что все диалоги о продолжении транзита газа проходили безрезультатно.

Сейчас читают