
Ситуация в Израиле ежегодно обостряется в Рамадан, но в нынешнем году это обострение происходит на фоне глубокого внутреннего политического кризиса и по сути спровоцировано самим правительством. Об этом Инфо24 заявил старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, политолог Андрей Чупрыгин.
По последним данным, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху запретил евреям и немусульманам посещать Храмовую гору в Иерусалиме до окончания Рамадана — 21 апреля. В канцелярии главы израильского правительства пояснили, что это решение было принято по итогам совещания с участием министров и глав силовых структур. Кроме того, власти «поручили задействовать все необходимые оперативные силы для защиты молящихся у Западной стены (Стены Плача), а также всех ведущих к ней дорог».
Конфликты на Храмовой горе в Рамадан — традиционный триггер для внутриполитической ситуации в Израиле, поскольку мусульмане-палестинцы собираются в мечети Аль-Акса и устраивают стычки с израильскими паломниками, напомнил Чупрыгин. По его словам, в такие конфликты ежегодно вынуждена вмешиваться полиция, но сейчас масштабы предпринимаемых ею мер говорят сами за себя: были задержаны около 350 человек.
Однако, отмечает политолог, в нынешнем году «всё приняло серьёзный оборот» на фоне общего обострения ситуации, спровоцированного «политически малограмотными заявлениями ультраправого правительства».
По оценке Чупрыгина, есть надежда на нивелирование конфликта с уходом «пассионарного месяца» Рамадана, хотя нельзя не учитывать, что нынешнее обострение началось гораздо раньше — ещё в январе. Эксперт считает, что его причиной стало поведение «ультраправых ребят» — представителей «маргинальной праворадикальной оппозиции», из которых Нетаньяху сформировал правительство (речь идёт, в частности, о министрах финансов и государственной безопасности).
Их резкие заявления, убеждён Чупрыгин, спровоцировали всплеск активности группировок, целым рядом которых «окружён» Израиль — отсюда и самые массированные за последние 17 лет ракетные обстрелы приграничных районов страны, за которыми последовали ответные израильские удары по сектору Газа, Сирии и Ливану.
Однако ни одна из стран региона на самом деле не хочет, чтобы обострение переросло в настоящую войну, поскольку такой сценарий нанесёт экономический и политический урон всем участникам конфликта и их соседям, уверен эксперт. Это, по его словам, даёт надежду на прекращение обострения с окончанием Рамадана.