Проблемы с оценками в школе могут быть связаны с различными факторами, включая буллинг, как считает семейный психолог Юлия Тамбалаева, комментируя ситуацию для NEWS.ru. Она подчеркнула, что родителям важно понять, что именно они подразумевают под «плохими» оценками, и каким образом эти оценки отражают достижения ребенка.
Тамбалаева объяснила, что оценки являются результатом определенного процесса, и для понимания причин их снижения важно разобраться, какие именно факторы могли на это повлиять. Это могут быть как личные проблемы, так и сложный учебный материал, либо даже проблемы в семье или буллинг. Исходя из этого, подход к решению проблемы должен быть индивидуальным.
Психолог также подчеркнула важность анализа ситуации: необходимо учитывать, по каким предметам и в каком возрасте возникают сложности, а также является ли проблема эпизодической или систематической.
Напомнив, что оценки часто отражают субъективное мнение учителя и восприятие ребенка в конкретный момент времени, Тамбалаева предложила профилактический подход к улучшению успеваемости. Она рекомендовала строить открытые и доверительные отношения с ребенком, при которых он будет чувствовать себя в безопасности и сможет обратиться за помощью без страха осуждения. Также важно создать благоприятную атмосферу дома, где ничто не будет отвлекать от учебы и режима отдыха.
Плюсы и минусы обучения в школе, где не ставят оценки
Обучение в школе, где не ставят оценки, вызывает немало обсуждений и споров среди педагогов, родителей и учеников. Такой подход имеет свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при выборе образовательного учреждения.
Плюсы:
-
Снижение стресса: Отсутствие оценок может значительно уменьшить уровень стресса у учеников. Без постоянного давления оценок дети могут сосредоточиться на процессе обучения и развитии собственных интересов, а не на стремлении к высоким баллам.
-
Развитие самостоятельности: В школах без оценок ученики часто получают больше свободы в выборе методов и темпов обучения. Это способствует развитию самостоятельности, ответственности и умения планировать свое время.
-
Углубленное понимание материала: Без оценки за каждый выполненный тест или задание, ученики могут сосредоточиться на понимании предмета и освоении материала в глубину, а не просто на том, чтобы получить высокую оценку.
-
Улучшение отношений: Отсутствие оценок может привести к более позитивной атмосфере в классе. Ученики могут меньше сравнивать себя с другими и не испытывать зависть или недовольство из-за оценок одноклассников.
-
Развитие критического мышления: Фокус на оценках может затмить важность навыков критического мышления и творческого подхода к задачам. В школах без оценок акцент делается на процессе обучения и осмыслении информации.
Минусы:
-
Отсутствие внешней мотивации: Некоторые ученики могут потерять мотивацию к учебе без внешнего стимула в виде оценок. Оценки часто служат ориентиром и стимулом для достижения лучших результатов, и их отсутствие может привести к снижению усилий со стороны учеников.
-
Трудности в оценке прогресса: Без формальных оценок учителям и родителям может быть сложнее отслеживать прогресс ученика. Это может затруднить определение областей, где необходима дополнительная помощь.
-
Неопределенность: Отсутствие оценок может создать неопределенность у учеников относительно их успехов. Они могут не всегда понимать, на каком уровне они находятся по сравнению с учебными стандартами и требованиями.
-
Подготовка к внешним экзаменам: В большинстве случаев школьная система не единственная в жизни ученика. Подготовка к внешним экзаменам или поступлению в высшие учебные заведения часто требует умения справляться с оценками и тестами. Школа без оценок может не полностью подготовить учеников к таким испытаниям.
-
Сложности в сравнении: В системе без оценок труднее сравнивать достижения учеников между собой или с другими школами. Это может усложнить выбор учеников для участия в конкурсах, олимпиадах или иных внешних мероприятиях.
Система образования без оценок предлагает альтернативный подход к обучению, который имеет свои уникальные преимущества и недостатки. Выбор такой системы зависит от индивидуальных потребностей учащихся, их родителей и образовательных целей школы.