Россиянам, покупающим билеты на международные рейсы с пересадкой в Стамбуле, надо «тщательно взвешивать целесообразность использования услуг» авиакомпании Turkish Airlines. Такой совет дало туристам и путешественникам посольство России в Турции, опубликовав на своем сайте список рекомендаций.
В диппредставительстве сообщили, что подали в МИД Турции официальную ноту и устное обращение, но до сих пор не получили «внятной реакции» и вынуждены ориентироваться лишь на известные факты.
Речь идет о массовых отказах в посадке граждан РФ на вторую часть стыковочных рейсов из Стамбула в страны Латинской Америки, выполняемых Turkish Airlines. Многие россияне выбирают эту авиакомпанию для полетов в Мексику из-за ее хорошей репутации и удобства пересадки в Стамбуле, тем более что других вариантов из-за санкций осталось немного.
Посольство признало, что сотрудники Turkish Airlines не дают российским клиентам, которых авиакомпания отказывается везти в Латинскую Америку, никаких письменных объяснений и «порой ведут себя откровенно некорректно».
«Ситуация осложняется тем, что сотрудники российских консульских загранучреждений до сих пор не имеют права прохода в транзитную зону аэропорта Стамбула и, соответственно, лишены возможности на месте осуществлять свои обязанности по защите прав и интересов граждан РФ», — добавили в посольстве.
В случае отказа в перевозке гражданам РФ рекомендуется:
— снимать все происходящее на фото и видео, записывать разговор с представителями авиакомпании на диктофон;
— сразу же связаться с посольством в Анкаре или Генконсульством в Стамбуле и сообщить о случившемся;
— отправить авиакомпании письменный запрос на выдачу документа с подтверждением отказа в посадке с указанием причин;
— подать по месту жительства судебный иск с требованием к авиакомпании возместить материальный и моральный ущерб.
«Подача иска в турецкий суд на национального авиаперевозчика Turkish Airlines, видимо, не имеет перспектив», — констатировали в посольстве.
Российское диппредставительство в Турции напомнило, что для перелета в страны Латинской Америки — Аргентину, Бразилию, Мексику, Панаму и другие — пассажир должен выполнить установленные правила въезда. К ним относятся наличие обратного билета, оплаченной брони отеля на все время пребывания, банковских карт с «достаточным» количеством средств и багажа.
Для поездок с особыми (нетуристическими) целями необходимо предъявить нотариально заверенные документы на английском языке, подтверждающие эту цель, — например, связанные с работой или обучением. Кроме того, пассажир должен быть готов четко отвечать на вопросы о целях своей поездки.
И, наконец, в системе авиакомпании путешественник должен получить так называемое подтверждение «okey to board» — согласие от страны назначения. Сам он на его получение повлиять никак не может, равно как и проверить, действительно ли ему отказали во въезде.
Посольство указало, что эта информация размещена на сайте Turkish Airlines на двух языках — турецком и английском. Диппредставительство России в Турции добивается, чтобы правила были переведены на русский язык, но пока перевозчик не выполнил это требование.
Недавно россиянин, летевший из Петербурга в Мексику на отдых и концерт Мадонны, пожаловался, что потерял 430 тысяч рублей из-за отказа Turkish Airlines во втором сегменте перелета (Стамбул — Канкун). По его словам, у выхода на посадку женщина из службы безопасности перечеркнула штрих-код на его посадочном талоне, выразив недовольство тем, что ей попался «еще один российский паспорт». Мужчина утверждает, что у него были оплаченные обратные билеты, подтверждение оплаты брони в отеле, билет на концерт и достаточные для поездки деньги.
Россиянин потребовал от Turkish Airlines урегулировать ситуацию и вместо билета на рейс, куда его отказались посадить, предоставить ему обратный билет в Россию. Однако авиакомпания не пошла ему навстречу, предложив самому оплатить перелет в Петербург за 600 долларов (около 56 тысяч рублей).
Об аналогичных отказах в последнее время рассказывали многие россияне. Судя по их историям, представители Turkish Airlines называют разные причины, по которым якобы не могут допустить пассажира на рейс. Среди них фигурируют: отсутствие шенгенских и американской виз (а при их наличии — недостаточная «свежесть» штампов), небогатая история зарубежных поездок и тому подобное. Некоторым россиянам заявляли, что «Мексика их не ждет».
Эксперты туристической отрасли предположили, что эта практика вызвана массовым бегством россиян через Мексику, куда они въезжают по электронным визам, в США. В 2023 году, по статистике американской пограничной службы, поток беженцев с гражданством РФ оказался рекордно большим.