На смену зумерам идёт новое поколение, которое называют альфа. Во многом оно будет отличаться от предшественников, будучи погружённым в цифровой мир. Однако уже сейчас молодые люди взаимодействуют с миром, обучаются через интернет гораздо больше по сравнению с предыдущими поколениями, что создаёт заметный разрыв между виртуальным и реальным общением как по качеству, так и по содержанию.
Психолог и гештальт-терапевт Татьяна Федосимова в комментарии для «ФедералПресс» выделила две основные группы детей, выбирающих дистанционное образование. Первая категория — мотивированные ученики, которые предпочитают онлайн-формат для экономии времени, чтобы уделять больше внимания спорту и дополнительному образованию. У таких детей, как отмечает Федосимова, обычно не возникает проблем с коммуникацией.
Однако существует и другая группа — дети с симптомами социофобии и трудностями в общении, для которых переход на дистанционное обучение стал способом избегания социальных контактов. Особую подкатегорию составляют те, кто не смог наладить отношения с одноклассниками и учителями из-за академических сложностей. Психолог подчёркивает, что для таких учащихся онлайн-обучение не решает существующих проблем.
Федосимова отмечает двоякое влияние дистанционного образования на социализацию. С одной стороны, оно может усугублять разобщённость и социофобию у предрасположенных к этому детей. С другой — предоставляет возможность осознанного выбора круга общения и среды для развития, что в определённых случаях способствует более глубоким и качественным социальным связям.