Украинская православная церковь получила независимость от Московского патриархата. Что дальше?

Вселенский патриархат предоставил недавно созданной Православной церкви Украины (ПЦУ) автокефалию, то есть статус независимой поместной церкви. Киевский патриархат (УПЦ КП), который в отличие от УПЦ Московского патриархата, с 1990 года не признавался мировым православием, получил официальный статус в составе новой церкви.

Что на практике означает независимость украинской церкви и как это повлияет на мировое православие в целом — в материале Инфо24.

История конфликта

После распада Советского Союза в Русской православной церкви (РПЦ), куда на правах экзархата (самоуправляемой административной единицы) входила УПЦ, произошел первый крупный раскол. Киевский митрополит Филарет после неудачной попытки избраться на пост Московского патриарха создал свою церковь на Украине. В Москве новый Киевский патриархат (УПЦ КП) не признали, а самопровозглашенного «патриарха» предали анафеме, назвав раскольником.

 

Иерархия Вселенской православной церкви

Тем не менее Филарету удалось оставить за собой значительную долю прихожан и более 4 тысяч приходов по всей стране, в то время как канонический Московский патриархат (УПЦ МП) оставил себе более 11 тысяч приходов.

Кроме того, на территории Украины действует еще одна крупная неканоническая церковь — Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). В ее состав входит 11 епархий и около 600 приходов (преимущественно в западных областях страны).

С тех пор Киев, который некогда был символом русского православия, стал центром церковного раскола. Однако главный конфликт у Москвы возник именно с УПЦ (КП).

Украинские власти и раньше высказывались за полное отделение от РПЦ, однако политический кризис 2014 года, а также последующее серьезное ухудшение отношений с Москвой сделали риторику местных политиков еще более жесткой.

Так, в апреле 2018 года президент Украины Петр Порошенко обратился к Вселенскому (Константинопольскому) патриарху Варфоломею с просьбой предоставить украинской церкви автокефалию.

«Я как президент принял решение обратиться к Вселенскому патриарху, к его всесвятости, с просьбой предоставить томос Украинской независимой, точнее, поместной автокефальной церкви», — сказал Порошенко. Он также подчеркнул, что в случае положительного решения, это будет «абсолютно историческое событие».

Что такое томос

Томос – это указ предстоятеля поместной православной церкви в некоторых важных вопросах церковного устройства. Например, в томосе может быть отмечено право какой-либо церкви на автокефалию. В данном случае такой указ издает Константинопольская православная церковь, которая считается старшей (а вернее — «первой среди равных») в системе православных церквей.

Константинопольский патриарх Варфоломей (он, кстати, возглавляет КПЦ с 1991 года), который ранее не признавал Киевский патриархат и даже отказывал Филарету в личной встрече, неожиданно дал согласие на автокефалию УПЦ и даже назначил архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады константинопольскими экзархами (главами отдельного церковного округа) в Киеве.

Не повлияли на решение Варфоломея и переговоры с патриархом Московским Кириллом, который пытался переубедить своего коллегу во время визита в Стамбул.

Греческий сайт Orthodoxia.info привел выдержки из разговора двух патриархов. По данным издания, обстановка на переговорах была довольно напряженной, главы двух церквей обменялись дипломатическими колкостями и взаимными обвинениями.

В частности, Варфоломей поставил под сомнение право Москвы контролировать украинскую церковь, заявив, что народ Украины «не чувствует себя комфортно под властью России и желает полной свободы в религиозном плане». Также он напомнил московскому патриарху, что ни его, ни митрополита Илариона не желают видеть на Украине, а местное духовенство отказывается их поминать на службах. Патриарх Кирилл заявил, что политики, которые в разное время просили Константинополь предоставить автокефалию, являются одной и той же политической силой и не представляют весь украинский народ. По его словам, незначительная часть народа действительно выступает против него, однако большинство верующих по-прежнему сохраняют верность Московскому патриархату.

Самым напряженным моментом переговоров стало обсуждение поведения митрополита Илариона, которого Варфоломей обвинил в клевете и пригрозил ему за это проклятием.

«Вы заявили, что президент Порошенко подкупил Вселенский патриархат. Я спрашиваю вас прямо: вы можете это доказать? Если вы не можете этого доказать, то вы ошибаетесь в отношении Церкви-Матери, и будете прокляты за это», — сказал он присутствовавшему на встрече Илариону.

Митрополит заявил, что говорил не о прямом подкупе константинопольской церковной верхушки, а о плохой репутации раскольников, которые «обычно не приходят с пустыми руками». После этого Варфоломей попросил Кирилла «наказать» митрополита Илариона, «чтобы он вел себя в соответствии со своим положением, поскольку это наносит вред РПЦ».

Патриарх Московский Кирилл и патриарх Константинопольский Варфоломей. Фото: пресс-служба РПЦ

Позже решение КПЦ публично озвучили в Синоде патриархата.

«Решение было принято в апреле, и мы уже имплементируем его, о чем Вселенский патриархат сообщил патриарху Кириллу», — заявил секретарь Синода Константинопольского патриархата митрополит Галльский Эммануил.

Начало раскола

РПЦ резко осудила действия Константинополя и выразила ему решительный протест. Назначение экзархов на Украину в Москве назвали грубейшим нарушением церковных канонов, согласно которым епископам одной поместной церкви нельзя вмешиваться в дела другой.

Глава синодального отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион назвал действия Варфоломея «ударом в спину» и пригрозил Константинополю полным разрывом отношений, отметив, что церковная дипломатия между двумя патриархатами по «украинскому вопросу» исчерпана.

«Если Константинополь доведет свой коварный план по предоставлению автокефалии, это значит, что автокефалию получит группа раскольников. Каноническая церковь эту автокефалию не примет, мы в Русской церкви конечно эту автокефалию не признаем, и у нас не будет иного выхода, кроме как разорвать отношения с Константинополем», — сказал Иларион.

«Едва ли не всякий раз, когда Русская православная церковь оказывалась в трудных обстоятельствах, вместо того чтобы оказать братскую помощь, вместо того чтобы проявить солидарность, мы получали от Константинопольского патриархата удары в спину», — добавил митрополит.

Дело дошло до того, что Синод Русской православной церкви на экстренном заседании решил прекратить поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея в своих богослужениях и выйти из всех структур, где председательствуют представители Константинополя. По словам Илариона, такое решение Синода можно сопоставить с разрывом дипломатических отношений между государствами.

Также Синод призвал предстоятелей других поместных церквей начать всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Всего в мире 15 православных церквей.

При этом пресс-секретарь Московского патриарха Александр Волков пояснил, что евхаристическое общение между церквями пока не прерывается, то есть клирики Константинопольского патриархата и РПЦ могут совершать совместные богослужения, а прихожане могут посещать храмы обеих церквей.

Варфоломей, в свою очередь, подтвердил свои намерения и публично пообещал Украине автокефалию.

Факт

В начале 90-х годов Эстонская православная церковь также раскололась на две части: Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую апостольскую православную церковь Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП).

Тогда православный мир также оказался на грани раскола. Москва приостановила все связи с Константинополем, а патриарх Алексий II впервые за 1008 лет истории РПЦ не упомянул имени Варфоломея во время божественной литургии. Конфликт также обострялся из-за этнических, языковых и политических факторов. К примеру, власти постсоветской Эстонии долгое время отказывались официально регистрировать ЭПЦ МП, из-за чего российская Госдума дважды обращалась с официальным обращением к правительству республики.

Однако разрыв отношений между РПЦ и КПЦ оказался временным. В 1996 году стороны пришли к соглашению и закрепили наличие двух канонических православных церквей в Эстонии.

Последний на данный момент случай предоставления Томоса произошел в 1998 году, когда Константинопольский патриарх даровал автокефалию святой Православной церкви Чешских земель и Словакии.

«Сейчас настал черед Украины, которая получит статус автокефалии через недолгое время, я надеюсь, несмотря на существующие противодействия, и это будет потому, что это ее право», — заявил Вселенский патриарх.

Также он заявил, что «не боится угроз», отметив, что Константинополь предоставлял автокефалию всем новым православным церквям, начиная с России в XVI веке и заканчивая церковью Чехии и Словакии в 1998 году.

«Недавно я сказал в проповеди, что Вселенский патриархат не угрожает, не боится угроз, но неуклонно выполняет по святым канонам свою миссию», — добавил священнослужитель, отметив, что эти каноны и привилегии «будут использованы в случае с Украиной и в других местах, где это потребуется».

После этого Синод канонической Украинской православной церкви призвал Варфоломея прекратить «грубое вмешательство во внутренние дела УПЦ» и приостановил сослужение с константинопольскими иерархами.

Кроме того, назначенным Варфоломеем епископам предписано покинуть территорию Украины. В УПЦ назвали их миссию в стране «антиканонической и нарушающей межконфессиональный мир».

Реабилитация раскольников и полный разрыв отношений

11 октября Синод Константинопольского патриархата на заседании в Стамбуле приступил к предоставлению автокефалии украинской церкви, решив немедленно восстановить ставропигию (представительство, непосредственно подчиненное Константинопольскому патриарху) в Киеве. Также Синод восстановил каноническое общение с УПЦ (КП) и УАПЦ. Таким образом, Константинополь впервые признал легитимными раскольнические церковные структуры на Украине, а также снял с самопровозглашенного патриарха Филарета анафему, которую на него наложила РПЦ в 1997 году.

Кроме того, Вселенский патриархат открыто заявил о своих правах на Украину, отменив указ 1686 года, по которому константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве.

«Аннулировать обязательство в синодальном письме 1686 года, выданном в связи с обстоятельствами того времени, которое путем икономии (смягчения канонов) давало право Московскому патриарху назначать митрополита Киевского», — говорится в заключении синода.

В Москве решения Синода назвали «катастрофическими». По словам пресс-секретаря патриарха Кирилла Александра Волкова, Константинополь «легализовал раскол» и «перешел красную черту».

«Константинопольский патриархат принимает катастрофические решения – в первую очередь, для себя, и вообще для всего мирового православия… Как мы видим, Константинопольский патриархат уже перешел красную черту», — сказал он.

После этого Синод РПЦ в Минске решил полностью разорвать все отношения с Константинополем. По словам митрополита Илариона, РПЦ приняла «вынужденное решение» из-за «беззаконных и антиканоничных» действий Варфоломея.

«Русская православная церковь не принимает этих решений [Константинополя], не будет им следовать. Раскол остается расколом, лидеры раскола остаются лидерами раскола. А та церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым себя исключила из канонического поля», — подчеркнул митрополит.

Теперь РПЦ не будет участвовать в совместных богослужениях с клириками Константинопольской церкви, а прихожанам РПЦ запрещено участвовать в таинствах в храмах Константинопольского патриархата.

Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие Русской православной церкви также не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как она «является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

15 декабря в Киеве состоялся объединительный собор, в котором участвовали преимущественно представители неканонических УПЦ (КП) и УАПЦ. Главой новой объединенной церкви, которую назвали ПЦУ (Православная церковь Украины), стал митрополит киевского патриархата Епифаний.

5 января в храме Святого Георгияв Стамбуле Варфоломей подписал томос для ПЦУ. Торжественную церемонию посетило высшее руководство Украины, в том числе президент страны Петр Порошенко, спикер Рады Андрей Парубий и экс-президент Виктор Ющенко.

Текст томоса оформлен на пергаменте с благословения игумена Ксенофонтского монастыря на Афоне, архимандрита Алексея. Подписанный документ пообещали выставить в для всеобщего обозрения в храме Малой Софии в Киеве.

Фото: YouTube

Порошенко поздравил всех православных с «историческим» событием и заявил, что с нетерпением ждет совместного сослужения иерархов Киева и Константинополя.

Раздел имущества и возможный захват храмов

Петр Порошенко заверил проживающих на территории страны прихожан УПЦ (МП), что власти не будут никоим образом преследовать и попирать их религиозные права. Также украинский лидер пообещал архиереям Московского патриархата, что государство защитит права священнослужителей и мирян на свободный выбор церковной юрисдикции.

Вместе с тем украинский Минкульт уже начал описывать имущество Московского патриархата. Так, 20 сентября в церковь поступило письмо, в котором говорилось о необходимости проверки Спасо-Преображенского храма УПЦ (МП) в городе Глухове Сумской области.

Согласно документу, руководство местного музея требует от храма обеспечить доступ комиссии на территорию церкви для проведения переписи имущества, «определения его ценности и переписи».

В УПЦ (МП) распоряжение ведомства назвали подготовкой к захвату церковного имущества. «Эта инициатива может быть первым звеном в цепи инициатив по захвату собственности религиозных общин УПЦ в пользу раскольников», — отмечается в сообщении пресс-службы УПЦ (МП).

В ноябре власти провели опись имущества в главной святыне украинского православия — Киево-Печерской лавре. По словам монахов, в храм пришли «некие должностные лица», которые заявили, что имеют распоряжение от Минкульта и провели проверку святынь и церковных ценностей Лавры. В УПЦ отметили, что подобная проверка проводится впервые за 30-летнюю историю возрожденной Киево-Печерской лавры (до 1988 года она была закрыта из-за антирелигиозной политики властей).

Вторую по значимости православную святыню Украины — Свято-Успенскую Почаевскую лавру — украинский Минюст вернул в состав Кременецко-Почаевского заповедника на западе страны. В 2003 году по инициативе Виктора Януковича, занимавшего тогда пост премьер-министра Украины, комплекс храмовых сооружений передали в пользование УПЦ (МП). В Московском патриархате заявили, что такое решение Минюста не лишает церковь права пользоваться монастырями, однако отметили, что действия властей могут привести к уничтожению монашества на западе страны.

По словам председателя византийского клуба «Катехон» при Институте философии РАН Аркадия Малера, никаких юридических оснований отнимать имущество УПЦ (МП) у Киевского патриархата нет. «Украинским религиозным общинам не передавали никакой историко-культурной ценности в пользование или хранение, поэтому требования властей являются незаконными», — сказал Малер в разговоре с Инфо24.

Он также пояснил, что в отличие от РПЦ, где все имущество церквей централизовано, каждый храм УПЦ — это отдельное юридическое лицо. Соотвественно, решение о переходе под юрисдикцию Константинополя будет принимать каждая церковь самостоятельно.

«По-другому законно перейти в другой патриархат нельзя», — сказал эксперт.

Однако есть вероятность того, что храмы Московского патриархата могут быть попросту захвачены. Начиная с 1989 года радикальные националистические группировки совместно с представителями неканонических церквей неоднократно захватывали православные храмы УПЦ (МП).

Конфликт вокруг храма в селе Птичье Ровенской области стал одним из самых громких за последнее время. Несмотря на решение суда в пользу Московского патриархата, представители раскольников вместе с бойцами батальонов «Азов» и «Айдар» захватили местный храм. Сотрудники полиции в происходящее не вмешивались.

В 2017 году в РПЦ заявили, что с начала конфликта на востоке Украины было захвачено около 40 храмов, расположенных в преимущественно западных регионах страны.

Что будет дальше

По мнению священника Украинской автокефальной православной церкви (обновленной) (УАПЦ (О) Якова Кротова, раскола в мировом православии не будет, но Москва в сложившейся ситуации окажется в самоизоляции.

«Раскола пока нет и не предвидится. Ведь Константинополь не ответил РПЦ симметрично — патриарх Варфоломей продолжает поминать патриарха Кирилла. РПЦ МП — это в миниатюре сколок всей РФ, с тем же соотношением верхов и низов, политических взглядов, правых и левых. Раскола нет и не будет, а самоизоляция уже давно есть, увы, и она будет нарастать. То есть, нам готовы присылать сыр — это мы от него отказываемся. У медиков это называется аутоасфиксия, самоудушение. Ну, вольному воля», — сказал Инфо24 Кротов.

По мнению Аркадия Малера, раскол в православии ударит не только по РПЦ, но и по Константинополю.

«РПЦ может потерять свое влияние на Украине, однако Константинопольский патриархат, в свою очередь, лишится около 300 млн прихожан Русской церкви, которые перестанут признавать его верховенство. Варфоломей останется «первым среди равных» для небольшого количества поместных церквей», — заявил он.

В целом, православный мир ждет масштабный передел сфер влияния, считает эксперт. Москву и Константинополь могут поддерживать разные поместные церкви, и раскол приобретет мировой масштаб.

«Москва и Константинополь давно стали главными духовными центрами мирового православия. Но сейчас может случиться так, что поместные церкви будут занимать ту или иную сторону конфликта, после чего раскол приобретет огромные масштабы. К примеру, Москва может рассчитывать на поддержку Антиохийской, Сербской, Болгарской и Американской церквей. Поэтому РПЦ не останется в изоляции», — сказал Малер.

При этом эксперт добавил, что несмотря на призывы к примирению сторон, ни одна церковь официально так и не поддержала Константинопольский патриархат.

Как отмечает издание Süddeutsche Zeitung, после предоставления автокефалии украинской церкви Московский патриархат «лишится чуть ли не трети прихожан, а вместе с этим доходов, имущества и недвижимости». Газета резюмирует, что после разрыва евхаристического общения Москвы и Константинополя православный мир столкнется с «крупнейшим церковным расколом с тех пор, как Рим и Византия пошли разными путями почти тысячу лет назад».

Текст: Игорь Процков

Новости партнеров