sunny
11°С Москва
BTC 64,261.03
22:16 10 марта 2023
Наука и техника

«Рэмбо от Рембо не отличают»: ректор СПбПУ оценил идею отказа от системы ЕГЭ

Ректор СПбПУ Андрей Рудской предложил «скрестить» ЕГЭ с Болонской системой и советским подходом к школьному аттестату

В России необходимо создать эффективную систему образования, взяв лучшее от ЕГЭ и Болонской системы, чтобы из школ выходила более широкообразованная молодёжь, а не «заточенная под решение тестов». Об этом Инфо24 заявил ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), академик РАН Андрей Рудской.

По его словам, система тестирования, взятая за основу российского ЕГЭ, в западных странах сейчас зачастую используется для «социопатичных» детей, которые «не могут устно изложить свои знания». При этом, убеждён Рудской, нельзя пренебрегать опытом, накопленным за последние 20 лет, со времени внедрения единого госэкзамена.

Усиленная подготовка к ЕГЭ по профильным предметам в старшей школе лишает школьников времени на глубокое изучение других дисциплин. В результате у многих ребят есть проблемы в знаниях по астрономии, зоологии, биологии, географии, общественных науках, — констатировал академик.

Рудской напомнил, что раньше, когда самым важным был средний балл аттестата, школьники прилежно учились по всем предметам, включая физкультуру. Сейчас же, по его словам, в противовес прежнему подходу практикуется «набивание руки на решении тестовых задач».

Он считает, что в России надо создать симбиотическую систему образования, взяв «лучшее, что применимо», из всех существующих и ранее существовавших систем, — чтобы в итоге она получилась более эффективной, чем Болонская или советская.

В чем главный минус ЕГЭ? В том, что выпускники прежде всего заинтересованы в высоких баллах по профильным дисциплинам. Но ведь цель школьного обучения в воспитании гармонично развитой личности! Но все чаще школу заканчивают молодые люди, которые не знают, где Аляска, а где Австралия, и Рэмбо от Рембо не отличают, — посетовал Рудской.

Систему ЕГЭ он назвал «формальной», но признал, что она сыграла свою роль в борьбе с коррупцией при поступлении в высшие учебные заведения. При этом, по мнению ректора СПбПУ, оптимальным вариантом могло бы быть возвращение к практике учёта среднего балла итогового школьного аттестата, чтобы повысить общий уровень образованности молодёжи и расширить диапазон знаний.

При поступлении в университет необходимо не только начислять дополнительные баллы за олимпиады по профильным предметам, но и учитывать средний балл аттестата. Это станет стимулом для изучения всех предметов школьной программы. Также это  позволит ребятам получить дополнительные преференции при поступлении если, например, из-за волнения на ЕГЭ экзамен будет сдан неудачно, — считает академик.

По его словам, даже абитуриентов с хорошими результатами ЕГЭ в вузе приходится «доучивать русскому языку, математике и физике», поэтому даже хорошо сданный тест нельзя считать показателем глубокого и правильного знания профильных дисциплин.