Российские банки хотят получить доступ к кредитной истории граждан. Без их согласия

Иллюстрация: Инфо24

Российские банки попросили ЦБ разрешить им запрашивать кредитную историю заемщика и его скоринговый балл без его согласия, пишут «Ведомости».

Банки уверяют, что это выгодно самим заемщикам: они будут меньше получать от банков sms и звонков с предложениями, а процесс заполнения заявки на кредит упростится.

Сейчас кредитная история состоит из нескольких частей: титульной (ФИО заемщика, паспортные данные), основной (место регистрации, сумма обязательств и порядок их исполнения), полностью закрытой (данные о кредиторах) и информационной (данными по каждому кредитному договору заемщика и процессу их исполнения).

Для доступа к основной части банки должны спросить разрешения у заемщика. Теперь они предлагают упразднить это правило, а также ввести в информационную часть подсчет скорингового балла заемщика — оценки его платежеспособности, которую выносит электронная система банка или бюро кредитных историй. Сейчас каждое БКИ определяет скоринговый балл по своей методике, и он не является обязательным элементом кредитной истории.

Банки также попросили ЦБ разрешить им доступ к показателю долговой нагрузки заемщика (ПДН), который вводится с октября этого года и рассчитывается самими банками, но регулятор предложение не поддержал. ПДН рассчитывается потенциальным кредитором после обращения заемщика за кредитом, и у банка есть возможность получить согласие на получение кредитной истории. Если эта система изменится, это может привести к нарушению прав граждан, объяснили в ЦБ.

ЦБ пообещал банкам подумать над их предложением. «Ведомостям» представитель ЦБ сказал, что вопрос находится в стадии обсуждения.

Центробанк и так ищет способы сократить риски необеспеченного кредитования некачественных заемщиков, а легкий доступ банков к скоринговому баллу и другим данным — еще один инструмент предварительной оценки. Заемщики сами заинтересованы в том, чтобы банк имел о них как можно больше информации, считает первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский: повышаются шансы получения кредита либо более выгодных условий кредитования, формируются более адресные предложения, а многим гражданам перестанут приходить sms и звонки с предложением о кредите. Упростится сама процедура подачи кредитной заявки, добавляет начальник управления анализа рисков «Хоум кредита» Константин Зимин.

Новости партнеров