Услуги такси в России в ближайшее время могут значительно подорожать. Такой прогноз озвучили участники круглого стола, организованного изданием «Ридус», на тему: «Закон о локализации автомобилей такси — компромисс или выкручивание рук». По мнению экспертов, новые требования к машинам для пассажирских перевозок приведут к росту цен на транспорт и сокращению числа перевозчиков.
Такси или "скрытый каршеринг"?Как отметил Егор Рябков, директор по маркетингу таксопарка «Игра» и автор YouTube-канала ПРО TAXI, современный рынок такси в России кардинально отличается от советской модели.
Социальные последствия«Сегодня под видом такси у нас фактически работает сервис совместных поездок. Вместо централизованных таксопарков — около 2,5 миллионов самозанятых водителей, которые подрабатывают через агрегаторы или частные заказы. А сами таксопарки превратились в прокатные конторы, сдающие машины тем, у кого нет своего авто», — пояснил эксперт.
Рябков выделил две ключевые функции нынешней системы:
-
Доступность — такси стало настолько дешевым, что люди пользуются им даже для коротких поездок «за булкой хлеба».
-
Занятость — возможность подработки для владельцев машин.
Однако, по его словам, новые ограничения могут быстро изменить ситуацию:
Неизбежный рост цен«Если человек лишится права использовать свой автомобиль как такси, он просто уйдет из этого бизнеса. Около 60% машин в перевозках — частные, и они могут исчезнуть с рынка практически мгновенно».
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков напомнил, что такси и так дорожает по объективным причинам:
-
рост цен на новые автомобили,
-
увеличение зарплат водителей,
-
дорожающее топливо и обслуживание.
«Мы привыкли вызывать такси в два клика и возмущаемся, если машина приезжает дольше трех минут. Но впереди эпоха, когда такси станет значительно дороже. Катастрофы не случится — услуга не исчезнет, но всем придется привыкать к новым реалиям», — резюмировал Кадаков.
Что дальше?Эксперты сходятся во мнении: ужесточение регулирования и рост затрат неизбежно приведут к сокращению числа перевозчиков и повышению тарифов. Вопрос лишь в том, насколько резкими окажутся эти изменения для пассажиров.
Напомним, в середине мая Госдума на пленарном заседании окончательно приняла закон, который кардинально изменит рынок таксомоторных перевозок в России. С 1 марта 2026 года таксопарки будут обязаны использовать только автомобили российского производства с высоким уровнем локализации. Исключение сделано лишь для некоторых регионов, где переходный период продлится дольше.