Центральный банк России искусственно «давит» рубль, чтобы помочь Минфину наполнять бюджет и облегчить экспорт, поэтому очередное повышение ключевой ставки само по себе никак не повлияет на курс национальной валюты, заявил Инфо24 экономист Михаил Беляев.
Он напомнил, что валовой внутренний продукт России по паритету покупательной способности или по паритету покупательной силы занимал четвертое место в мире, а по номиналу — лишь замыкал первую десятку. Эта разница показывает, что рубль недооценен, пояснил Беляев.
По его словам, рубль сейчас должен укрепляться к доллару — как после введения санкций, когда прекратились операции с американской и европейской валютами, и курс доллара упал с 93 рублей до 80-83 рублей.
«Но потом Центральный банк стал считать по внебиржевому курсу, то есть фактически вручную, не раскрывая методику. Можно было, конечно, пользоваться интервенциями, но они влияют на биржевой курс только в очень ограниченных пределах», — рассуждает экономист.
Он считает, что, поскольку Минфину для наполнения бюджета и облегчения экспорта требуется слабый рубль, ЦБ «очень здорово подкручивает значение рубля в сторону его искусственного ослабления», тогда как «объективных экономических причин для ослабления курса рубля нет», а «конъюнктурная шелуха не влияет на фундаментальный курс, и из-за нее могут быть лишь незначительные колебания».
По словам Беляева, сейчас «пагубное воздействие высокой ключевой ставки» еще не проявляется настолько, чтобы российская валюта подешевела с 83 до 97 рублей за доллар.
«Минфину нужно наполнять бюджет для реализации заложенных в него расходов и минимизации дефицита. А то, что это искусственное искажение пропорций повлечёт за собой другие проблемы, уже мало кого волнует. У нас очень конъюнктурный метод управления экономикой», — констатировал эксперт.
Напомним, ранее начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев заявил, что рубль ожидаемо ослабел в третьем квартале. По словам эксперта, усиление санкционного давления является ключевым фактором риска, который повышает волатильность курса рубля.