С понедельника, 1 февраля, в России вступает в действие вступает закон о борьбе с распространением ложной и противоправной информации в социальных сетях. Норма действует в отношении владельцев социальных сетей с числом пользователей более 500 тысяч человек в сутки.
Закон вводит понятие "владелец публичной сети", который признается организатором распространения информации в интернете. На владельца социальной сети возлагается ряд обязанностей, среди которых - создать в России представительство, вести реестр поступивших от пользователей заявлений и предоставлять его в контролирующие органы по первому требованию.
Также закон обязывает владельцев социальных сетей удалять по заявлению пользователей информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Кроме того, закон обязывает социальные сети соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию, самостоятельно вести мониторинг контента для выявления запрещенных материалов - с детской порнографией, информацией об изготовлении наркотиков, способах суицида, незаконных лотерей и нелегальной продажи алкоголя, материалов с экстремизмом и расизмом.
Социальные сети отныне обязаны разместить документ с правилами поведения пользователей. Также пользователей будут обязаны информировать о внесении изменений в эти правила. Если же владелец соцсети не в состоянии самостоятельно определить соответствие материала правилам, он будет направлять его в Роскомнадзор. Закон устанавливает механизм обжалования решения в случае несогласия пользователя с блокировкой.
После включения соцсети в реестр Роскомнадзора ее владелец будет обязан обеспечить приведение правил в соответствии с законом. Если количество пользователей соцсети в течение трех месяцев будет менее 500 тысяч, то она будет исключена из реестра.