В середине марта в Москве были задержаны, а затем арестованы участники неизвестной ранее организации «Новое величие». Следствие обвиняет их в создании экстремистского сообщества и подготовке государственного переворота.
В деле есть интересные нюансы: активную роль в жизни движения играли внедренные сотрудники ФСБ. Возможно, именно они подвели под экстремистскую базу своеобразный политический клуб по интересам.
Корреспондент Инфо24 пообщался с женихом фигурантки дела Марии Дубовик Владимиром Федоровым и выяснил, как 19-летняя студентка попала в плохую компанию, которую теперь считают экстремистской организацией.
— Расскажи о вашем с Машей знакомстве.
— Мы познакомились в конце ноября в одном из чатов-болталок в телеграме. Маша учится на ветеринара. Мы о собаках разговорились. А в январе я в первый раз приехал к ней в Москву. Она оказалась очень доброй, целеустремленной, умной, но местами наивной.
— Что ты подразумеваешь под наивностью?
— По многим общественно важным вопросам у неё не было своей позиции и она часто прислушивалась к мнению старших. Но как видите, старшие тоже не всегда хорошие люди.
— Получается, она легко подвергалась влиянию со стороны? Это касается и политических взглядов?
— Не совсем. Она по природе пацифистка, мухи не обидит. Так что какие-то вещи сразу воспринимала в штыки. Например, она до самого конца не могла для себя понять, имеет ли тот же бойкот выборов смысл или нет. Ребята ее убеждали, что имеет, а я и родители — наоборот. И тут было заметно, что пообщавшись с ребятами она склонялась в одну сторону, а после разговоров с родителями —в другую.
— Когда и как ты узнал про организацию «Новое величие» и о том, что Маша имеет к ней отношение?
— Все началось с чата-болталки в телеграме, который назывался «Клуб любителей». Просто в один день его переименовали в «Новое величие».
— Ты в нем тоже состоял или просто знаешь?
— В чате я был, но меня оттуда регулярно пытались выгнать, потому что я постоянно их критиковал. Собственно, Маша после личного знакомства стала всегда занимать мою сторону и под конец, перед арестом, хотела выйти из группы.
— До смены названия это тоже был политизированный чат?
— Там не было как таковой общей тематики. Обсуждали быт, новости, трепались, в общем.
— И внезапно он переформатировался в политизированный клуб? Этому не было никаких предпосылок?
— Для меня — да, внезапно. Потом мне объяснили, что вот, мы там встречались несколько раз и решили как-то обозваться.
— А кто объяснял? И кто вообще был лидером в этой тусовке?
— Кто объяснял я уже не помню. Лидером вроде решился стать Центр.
— Смотри. Вот они решили, что они «Новое величие» теперь. Каковы были их планы? Чего они хотели?
— Планы их как правило не заходили дальше ближайших выходных. Некоторые хотели участвовать в митингах, некоторые в протестных акциях. Какой-то единой позиции у них я не помню.
— Получается, за все хорошее и против всего плохого?
— Именно.
— Медиазона пишет про планы создать военизированную ячейку, про люстрацию правящей верхушки. Что тебе об этом известно?
— Насколько я знаю, это предложение звучало от внедренного сотрудника ГУУР Максима Расторгуева.
— То есть у самих ребят таких планов не было, я правильно понимаю?
— Да.
— Но когда он им предложил, ребята согласились, верно? Или как это происходило?
— Не согласились, даже не обсуждали.
— А что ты можешь сказать про инициативу Руслана Д. о покупке принтера, баллончиков для агитации и касок, дубинок и оружия?
— Это все входило в план закупок, составленный Русланом Д. Никто не понял зачем этот план нужен, так как суммы там доходили до сотен тысяч, переходящие в миллионы. А компания, как вы понимаете, нищебродская. В целом, на принтер собирали краудфандингом, но большую часть суммы внес сам Руслан Д. По поводу остальных пунктов ребята покрутили у виска и забыли.
— А придать чату облик организации с уставом и эмблемой тоже придумал Руслан?
— На счет эмблемы не знаю, но устав предложил и писал именно Руслан Д. Он же в принудительном порядке распределил роли участников. Правда на эти роли все забивали болт, ибо лень, много дел, да и не очень интересно.