«Инцидент менеджмент» – так называется разработанная компанией «Медиалогия» система мониторинга настроений граждан в соцсетях, предназначенная для того, чтобы выявлять негативные мнения о различных структурах и организациях, как коммерческих, так и административных. Запуск системы по всей стране ожидается до конца года. Сейчас она в тестовом режиме работает в 10 регионах.
Как сообщил РБК, разработкой заинтересовались Кремле, где с ее помощью собираются выявлять недовольство граждан работой местных властей. Вскоре после сообщения РБК вышел материал ТАСС, в котором опровергалась заинтересованность властей в мониторинге соцсетей и подчеркивалось, что система ориентирована на коммерческое использование. Инфо24 выяснил, зачем и кому понадобилось «управление инцидентами».
"Нормальное явление для сегодняшнего дня"
По словам разработчика, эта браузерная программа по заданным заказчиком ключевым словам отслеживает негативные сообщения – комментарии, жалобы, отзывы в пяти социальных сетях: «Вконтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram и Twitter. Публикации по одной теме объединяются в кейс, который называется «инцидентом» – отсюда название ПО.
В «Медиалогии» подчеркивают, что их продукт разработан уже более года назад и предназначен прежде всего для коммерческого использования. Но понятно, что настроить систему можно как угодно, в том числе по параметрам, интересным для власти.
«Это нормальное явление для сегодняшнего дня. Большинство компаний в том числе с государственным участием работают в этой парадигме. Почему бы государству не принять этот технологический опыт?», – недоумевает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
Разработчик утверждает, что администрация президента не является клиентом компании, интерес проявляют исключительно региональные власти, которые заказывают ПО напрямую. Система уже работает в тестовом режиме в 10 субъектах РФ. Пионером стала Московская область, в которой с прошлого года не утихают протесты против свалок. Однако это не объясняет, зачем чиновникам на местах, в том числе подмосковным, потребовалась еще одна система интернет-слежения.
«Я ездил по регионам, мониторинг и так ведется. В Москве он шикарный, в Подмосковье этим занимаются целые отделы, которые сидят в разных городах.
По России это тоже не экзотика. Нормальный инструмент, который работает где-то больше, где-то меньше.
При губернаторах есть департаменты, которые занимаются мониторингом соцсетей. Нужно ли это стандартизировать – это другой вопрос», – отмечает гендиректор Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
Стандартизировать это нужно только в том случае, если мнением граждан о местных властях заинтересовались на федеральном уровне. Но для этого тоже достаточно уже имеющихся систем контроля. «И власти, и спецслужбы все мониторят», – подчеркивает сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Николай Ляскин. Уж кто-кто, а сотрудники ФБК это знают очень хорошо.
Однако «Инцидент менеджмент» позволяет не только отслеживать нелицеприятные для региональных бюрократов отзывы, но и то, как те на них отреагировали. По данным РБК, вся информация по отработанным и неотработанным кейсам будет стекаться в администрацию президента, где таким образом смогут оценить, как местные власти работают с проблемами населения. И работают ли вообще. Получается, «управление инцидентами» потребовалось не столько для отслеживания критики властей, сколько для того, чтобы на местном уровне более внимательно относились к недовольству граждан.
"Палочный эффект"
«Вы можете дождаться, когда вам напишут жалобу, а можете отмониторить ситуацию, когда гражданин высказывает недовольство в обычной неформальной обстановке.
И соответственно можете направить группу поддержки, которая сможет выяснить причины и решить ситуацию проактивно, не дожидаясь жалобы.
Этот мониторинг позволит отслеживать эмоциональное восприятие конкретной ситуации, отношение к органам власти, если в соцсетях на это реагирует значительное количество людей, поддерживает», – объясняет Мариничев.
Для власти мониторинг соцсетей – это попытка купировать недовольство до того, как оно приняло какие-то организованные формы, взять проблему под контроль на уровне выпуска пара, добавляет социолог «Левада-центра» Денис Волков.
«Сейчас власть не умеет рассмотреть проблему если не в зародыше, то на ранних стадиях. Поэтому одним из инструментов стали центры «Э», которые вели профилактику «экстремизма» с теми, кто начинает бузить. Но это уже всегда поздно было, потому что если народ начал, то время для профилактики упущено. И это один из таких инструментов профилактики протестов и проблем на начальной стадии», – поясняет он.
С этим категорически несогласен директор фонда «Городские проекты» Максим Кац. Он обращает внимание, на то, что, хотя разработку «Медиалогии» уже используют в Московской области, ни одна проблема свалок так и не решилась.
«Система мониторинга нужна не для того, чтобы узнать, какие проблемы решать. В случае со свалками вполне понятно, что надо решить. Она нужна для того, чтобы протестов не было, чтобы обезопасить от них власть. Чтобы они поняли, куда ввалить денег, каких купить блогеров, чтобы конкретно в этом случае про мусор говорили меньше, куда направить легионы фабрики троллей", – говорит Кац.
"Это все не имеет никакого отношения к реальному улучшению жизни людей.
Это политический инструмент для того, чтобы власть, которая проблемы не решает, крепче держалась на своих позициях, имела меньше рисков возникновения протестной активности.
В Волоколамске они купят дополнительных блогеров, которые буду рассказывать, какой там замечательный мэр, что опять придумал замечательный [губернатор Московской области Андрей] Воробьев. Или что Путин не имеет к этому всему ни малейшего отношения», – говорит он.
В этом случае, уверен оппозиционер, стоит ждать не снижения, а усиления активности репрессивных органов. «Это приведет к тому, что на недовольных граждан будут больше наезжать, будет больше уголовных дел за посты и репосты, потому что за местными властями будут более активно следить, если у них проявляется какая-то протестная активность.
То есть это опять приведет к «палочному» эффекту, власти будут заниматься тем, чтобы никакого недовольства в соцсетях не было.
Этим вся эта система мониторинга и закончится».
Информация о новой системе мониторинга появилась на фоне растущего недовольства людей пенсионной реформой.
«Я думаю, связано это не только с ней, а со всем. С общим повышением градуса социальной активности населения», – отмечает Ляскин.
Истина, скорее всего, где-то посередине. Вероятно, федеральная власть хочет усилить контроль над местными функционерами, чтобы они менее формально подходили к своим должностным обязанностям, когда в стране проводится крайне непопулярная реформа, против которой, по данным социологов, выступает более 90% россиян. И заодно более эффективно выявлять самых недовольных граждан, чтобы оперативно применять к ним необходимые меры воздействия. Ведь информационные технологии – это всегда разработки двойного и тройного назначения.