Спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук обвинил Иран в отключении установленных на нефтяных танкерах AIS-транспондеров, позволяющих контролировать местоположение объекта через спутник.
По данным Хука, к подобным уловкам прибегают уже около 10 иранских судов.
Представитель США отметил, что транспондер в первую очередь предназначен для обеспечения безопасности, поскольку позволяет командам судов видеть другие суда, избегать столкновений с ними и общаться с диспетчерами в портах.
Хук напомнил, что к отключению транспондеров Иран прибегал и в 2012 году, когда они прекратили работу на большинстве нефтяных танкеров страны.
Аварий, связанных с отсутствием транспондеров, тогда зафиксировано не было. Однако, как отметил спецпредставитель США, ЧП на танкере, перевозящем большое количество людей, влечет за собой не только человеческие жертвы, но и экологическую катастрофу.
Хук обратился к странам, которые принимают у себя иранские нефтяные танкеры, с просьбой отказаться от взаимодействия с Тегераном по этой линии и закрыть судам вход в свои порты.
О том, что иранские суда «исчезают» из глобальных систем спутникового слежения, стало известно еще до введения американских санкций против ИРИ. По одной из версий СМИ, причиной отключения транспондеров могло стать прямое указание из Тегерана.
Транспондер для судна. Фото: nauticexpo.ru
Отсутствие транспондеров на нефтяных танкерах позволяет скрыть, сколько нефти и кому продает Иран.
В 2011 году к отключению транспондеров прибегали и другие страны, которые не хотели афишировать покупку нефти у ливийского лидера Муаммара Каддафи.