Статус российских военных объектов в Тартусе и Хмеймиме стал центральной темой переговоров главы государства Владимира Путина и его сирийского коллеги Ахмеда аш-Шараа в Москве. Такое мнение в разговоре с RTVI высказал ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Сухов.
Эксперт отметил, что стороны готовы к подписанию новых договоров, которые юридически закрепят положение военных баз. Обе страны хотят сохранить статус-кво: Москва — для сохранения влияния в регионе, а Дамаск — для получения экономических и политических дивидендов, а также гарантий безопасности.
Сирийский лидер в интервью CBS говорил, что строит «спокойные» отношения с Россией, исходя из своих нынешних стратегических интересов, и уже получил от Москвы «позитивные сигналы». Сухов назвал четыре ключевых направления этих интересов.
Во-первых, Дамаск заинтересован в сохранении и юридическом оформлении российских баз, чтобы согласовать правила присутствия России в Тартусе и Хмеймиме. Во-вторых, это военно-техническое сотрудничество, где Россия остаётся основным партнёром для восстановления боеспособности сирийской армии.
В-третьих, это экономические и инфраструктурные проекты, где Сирия поддерживает вовлечение России в реконструкцию для получения рабочих мест и стабильности. И в-четвёртых, это региональная безопасность, где новые власти заинтересованы в роли Москвы как гаранта деэскалации и посредника.
Накануне переговоров Reuters, ссылаясь на сирийский источник, сообщил, что аш-Шараа планировал потребовать от России выдачи экс-президента Башара Асада для привлечения к суду. Однако, как ранее заявлял сам аш-Шараа The New York Times, Москва уже отказывала в его экстрадиции.
По мнению Сухова, выдача Асада «физически крайне маловероятна», так как нанесла бы серьёзный урон репутации России. Более реален, по словам эксперта, вариант с предоставлением Дамаску доступа к финансовым активам и документам режима, вывезенным в РФ.
Накануне, 15 октября, в Кремле прошла встреча Путина и Ахмада аш-Шараа. По данным российских властей, лидеры стран затронули такие темы, как перспективы развития российско-сирийских связей в политической, торгово-экономической и гуманитарной сфере, а также события на Ближнем Востоке.