Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая свяжет Ульяновскую, Самарскую области и Республику Татарстан, обсуждали губернаторы Самарской и Ульяновской областей Вячеслав Федорищев и Алексей Русских. Накануне они подписали с РЖД соглашение о дальнейшем сотрудничестве, рассказал в телеграм-канале глава Ульяновской области.
По словам Русских, проект включён в стратегию развития железных дорог до 2035 года. Глава региона заявил, что говорил на эту тему с Федорищевым, однако подробностей не сообщил.
Впервые о строительстве скоростной железнодорожной магистрали «Казань — Ульяновск — Самара» стало известно в 2022 году. Разработкой проектной документации занимались специалисты ОАО «Корпорация развития Ульяновской области». Они объясняли: идея заключается в том, чтобы соединить три крупных промышленных центра, расположенных близко друг к другу — Казань, Ульяновск, Самара.
«У всех трёх регионов общие направления деятельности — автомобильная и авиационная промышленность», — рассказывал два года назад руководитель ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Сергей Васин.
По оценкам разработчиков, чтобы реализовать проект «ВСМ Казань — Ульяновск — Самара» потребуется 270 миллиардов рублей. При этом перспектива перевозок составляла до двух миллионов пассажиров в год.
Строительство в России сети ВСМ обсуждают более пяти лет. Ещё в 2019 году власти и РЖД планировали другой, более разветвлённый маршрут. Речь шла о ВСМ Москва — Казань. Он должен был пройти по территории семи регионов: Москвы и Московской области, Владимирской и Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Татарстан. ВСМ должна была связать столицы субъектов РФ единой трассой длиной 790 километров (с учётом захода в Нижний Новгород) с остановками в шестнадцати населённых пунктах разной величины. В РЖД заявляли, что эксплуатационная скорость движения поездов по трассе составит до 360 километров в час. Кроме того, выделенная транспортная инфраструктура ВСМ должна была высвободить мощности для движения грузовых поездов.
В 2019 году работу по проектированию ВСМ Москва — Казань остановили из-за высоких финансовых затрат и неподтвержденного пассажиропотока. Летом 2024 года президент России Владимир Путин вновь вернулся к этой теме. Во время послания Федеральному собранию глава государства подтвердил намерения построить магистраль.
Ранее Инфо24 писал, что сеть высокоскоростных ж/д магистралей, которая была принципиально одобрена президентом, будет стоить около 10,8 триллиона рублей.