При ликвидации последствий разлива мазута в Черном море существуют серьезные проблемы. Об этом, как стало известно Инфо24, 15 января заявил в Госдуме депутат от фракции «Новые люди» Георгий Арапов.
По его словам, на местах проведения очистных работ отсутствует техника, которая позволяла бы отделять песок от мазута на пляжах Анапы. Кроме того, сообщил Арапов, в регионе зафиксирован дефицит пунктов реабилитации птиц, оперение которых волонтеры отмывают от нефтепродуктов обезжиривающими средствами, не дающими пернатым в течение длительного времени держаться на воде.
Арапов пояснил, что в этом вопросе требуется принципиальное изменение подхода к логистике: реабилитационные центры надо создавать в самой Анапе, чтобы не возить пойманных птиц слишком далеко. Сейчас же, по его словам, ближайший от города реабилитационный центр находится в полутора часах езды, а из-за такого продолжительного пути жизнь пернатых подвергается дополнительным рискам.
«Следующая тема — это, конечно же, специалисты, орнитологи, их нужно везти со всей страны, сейчас их не хватает на местах», — констатировал депутат.
Кроме того, по словам Арапова, власти должны внимательнее отнестись к волонтерам, работающим на очистке мазута и спасении птиц. Депутат отметил, что эти люди добровольно приехали на черноморское побережье для работы в тяжелых и опасных из-за химического воздействия условиях. Он выразил уверенность в том, что в рамках Госдумы можно многое сделать для налаживания эффективного взаимодействия между властями и волонтерами.
Однако, добавил Арапов, существуют и другие серьезные проблемы, требующие оперативного решения — хотя после ЧП с танкерами прошел уже месяц.
«Главная проблема: в воде остался мазут, зима закончится — и все действительно пойдет на берег. Тут две основные составляющие: первая — это мазут, который плавает в толщах воды, а вторая составляющая — тот мазут, который приближается к берегам. С этими объемами, которые приближаются к берегам, можно работать уже сейчас», — поделился Арапов выводами, сделанными по итогам личных встреч с волонтерами на местах.
По его словам, наиболее актуальными проблемами являются загрязнение берегов Крыма, где собирать мазут гораздо сложнее из-за галечных пляжей, и угроза загрязнения Тамано-Запорожского заказника, берега которого надо превентивно защитить заграждающими бонами. Пока что местные умельцы приспособили там сетку, сообщил депутат
«Если мы не защитим заказник, мы рискуем потерять гораздо больше птиц, в том числе краснокнижных, чем сейчас. В цифрах это выглядит следующим образом. Сейчас пострадало несколько тысяч птиц, но если мазутное пятно дойдет до Тамано-Запорожского заказника, мы зимой рискуем потерять уже десятки тысяч, а по году — несколько сотен тысяч», — предупредил Арапов.
Еще одной ключевой проблемой, требующей немедленного решения, депутат от «Новых людей» назвал уборку остающихся в воде танкеров, из которых произошла утечка мазута.
Для людей же, по словам Арапова, наиболее чувствительной может оказаться проблема уборки мелкой фракции мазута, загрязнившей пляжи. Депутат пояснил, что волонтеры кропотливо перебирают песок руками, отделяя мелкие фракции мазута, но при этом «почему-то какие-то умельцы находят большую технику и отправляют практически чистый песок на переработку».
«В некоторых местах песка практически не осталось — пара десятков сантиметров буквально. Песок, который вывезен на утилизацию, вернуть обратно будет невозможно. Людей это возмущает, они считают это издевательством. И на самом деле это действительно издевательство», — рассказал депутат.
Он признал, что просеивание песка вручную — это работа «на годы», поэтому техника действительно нужна — но «другого толка».
«Нужно перестать вывозить чистый анапский песок, завезти на берега сеялки, которые будут просеивать этот песок, чтобы больше чистого песка оставлять на берегах Анапы», — уверен представитель «Новых людей».
По его словам, волонтеры, занимающиеся утилизацией замазученного песка, сейчас сами уже задумались о том, чтобы организовать закупку спецтехники для его просеивания.
Напомним, в начале января кубанские волонтеры обвинили местных чиновников в гибели птиц, которых те забрали из реабилитационных центров и выпустили в море, хотя пернатые еще не были к этому готовы. Впоследствии трупы погибших птиц были найдены выброшенными на берег.