«Вконтакте» с ФСБ: почему соцсеть выдает данные пользователей спецслужбам

Фото: Pixabay.com

Руководитель международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков 2 сентября опубликовал в своем телеграм-канале фотокопии материалов уголовного дела за записи в соцсети «Вконтакте». На фотографии можно увидеть переписку управления ФСБ по Тверской области с администрацией соцсети. Из нее следует, что правоохранители отправили запрос, а затем получили информацию от соцсети в обход процедуры официального документооборота.

Речь идет о деле электрика из Тверской области Владимира Егорова, которого условно осудили на два года за критический пост в адрес Владимира Путина в его паблике «Граждане Торопца» по ч. 2 ст. 280 УК РФ (Публичные призывы к эстремизму).

По информации Znak.com паблик «Граждане Торопца» публиковал антикоррупционные расследования. После одной из публикаций о хищениях на песчаном карьере, на дом Егорова было совершено нападение. Год назад Егоров уехал на Украину, но был выслан оттуда; несколько недель он провел в Белоруссии, откуда его выдали России, где он находился в федеральном розыске.

Сотрудники ФСБ попросили предоставить им информацию о том, кто имел доступ к паблику, а также адреса электронной почты и номера телефонов, которые были использованы при регистрации интересующих правоохранителей аккаунтов.

Представители соцсети предоставили интересующую информацию ФСБ. На основании данных, которые получила ФСБ, электрик из Тверской области был условно осужден.

Переписка примечательна тем, что администрация соцсети предоставила всю запрошенную информацию, но все-таки попросила служителей порядка направлять запросы в администрации компании по положенной форме с реквизитами, входящим номером, подписью руководителя и печатью.

Юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов считает, что электронное письмо не позволяет однозначно установить источник запроса. «Следовательно у «Вконтакте» не было оснований полагать, что информацию у них запрашивает ФСБ. Это, в свою очередь, означает, что компания не имела права раскрывать информацию о пользователях».

Также правозащитник отметил, что по действующему законодательству, ФСБ имеет право запрашивать информацию о пользователях у организаций, однако при этом не должны нарушаться конституционные права граждан.

«Проблема в том, что федеральный закон «Об оперативно-розыскных действиях» не содержит детального описания процедуры конкретных мероприятий. ФСБ трактует свои полномочия максимально широко, а «ВКонтакте» не заинтересована в защите прав пользователей и, как мы видим, готова предоставить любую информацию о них. В результате и получаются такие истории: «дайте нам всю информацию обо всех за максимально продолжительное время»».

В пресс-службе соцсети на запрос Инфо24 ответили, что «всё взаимодействие происходит исключительно официально, мы всегда требуем предоставления всех документов по официальным каналам и тщательно проверяем каждый запрос. Оформленные несоответствующими образом запросы остаются без ответа».

Кроме того, представители «Вконтакте» отметили, что соцсеть является российской компанией и из-за этого «обязана предоставлять правоохранительным органам необходимую информацию в рамках действующего законодательства. За непредоставление информации по официальным запросам предполагается ответственность, в том числе уголовная». Пресс-служба утверждает, что перед ответом на каждый запрос, сотрудники «ВКонтакте» удостоверяются в правомерности запроса и проверяют, что ответ получит именно официальный орган или уполномоченное лицо.

Но после такого комментария возникают вопросы: почему представители соцсети предоставляют информацию о пользователях по запросу по электронной почте? Каким образом сотрудники убеждаются, что с ними общаются правоохранители, а не мошенники?

Пресс-секретарь «Вконтакте» Дмитрий Лушников в разговоре с Инфо24 пояснил, что запрос по электронной почте тоже является одним из способов письменного обращения в администрацию «Вконтакте». Сотрудники компании ведут переписку только в том случае, если им пишут из ФСБ, Следственного комитета или МВД с почты, которая расположена на служебном домене. «Вконтакте» считает это достаточной мерой предосторожности — Лушников отметил, что ни одного случая выдачи личных данных мошенникам не было.

«Иногда спецслужбы направляют нам экстренные запросы, мы их рассматриваем в приоритете и если понимаем, что от этого могут зависеть жизни или здоровье людей, то максимально оперативно выдаем информацию. Чтобы вы понимали, мы против уголовных дел за репосты, но это меньше 1% от общего количества обращений. В основном там [в запросах правоохранителей] нужна информация о реальных преступниках», — сказал Лушников.

Пресс-секретарь отметил, что в компании рассматривают правомерность запросов и не всегда соглашаются выдать требуемую информацию. В пример Лушников привел Центробанк, которому несколько лет назад было отказано в доступе к переписке интересовавших регулятор пользователей.

«Все почему-то думают, что мы сидим и радуемся обращениям спецслужб. Но в России сейчас такое законодательство и мы обязаны его соблюдать», — подытожил Лушников.

Также представители соцсети обратили внимание на то, что они работают над тем, чтобы предоставить своим пользователям возможность максимальной приватности, а Mail.Ru Group в состав которой входит «Вконтакте», выступила против уголовного преследования пользователей соцсетей за посты в интернете и «обратилась в ряд федеральных инстанций, чтобы прекратить уголовное преследование пользователей соцсетей, включая Государственную Думу, Верховный Суд, Минюст, уполномоченного по правам человека».

Текст: Алексей Полоротов

Новости партнеров