Генеральный прокурор России Игорь Краснов ликвидировал органы прокуратуры в двадцати крупных городах РФ. Кандидат юридических наук, адвокат Александр Зорин в беседе с корреспондентом Инфо24 объяснил, что в стране идёт процесс оптимизации управлений надзорных ведомств, он связан с цифровизацией и, как следствие, «высвобождением человеческого ресурса».
Тюмень и Тольятти остались без надзорных ведомств
Издание URA.ru со ссылкой на собственный источник пишет, что полномочия городской прокуратуры Тюмени накануне передали в аппарат областного ведомства. По данным собеседника информационного портала, сотрудников обещали «перераспределить» и трудоустроить в аналогичные структуры. Однако какое из управлений ведомства будет осуществлять надзор за городскими отделами УМВД и Следственного комитета, пока не совсем ясно, признался инсайдер.
В Самарской области ликвидирована прокуратура города Тольятти, передаёт близкий к силовикам этого региона телеграм-канал «Воронцова вещает».
«Ликвидирована прокуратура города Тольятти штатной численностью 17 единиц. Причиной стала „оптимизация штатных расписаний“ органов прокуратуры России. Соответствующий приказ был подписан 17 января Игорем Красновым», — говорится в сообщении Алёны Воронцовой.
Автор отмечает, что теперь в Тольятти «останутся только прокуратуры районов».
«Говорят, там все в шоке. При этом планировалась также ликвидация прокуратуры города Самара, но этого не произошло», — добавила Воронцова.
Издание 72.ru пишет, что в Барнауле, Томске, Оренбурге, Астрахани, Брянске, Саратове, Калининграде и Туле тоже идёт расформирование управлений прокуратуры.
«Предположительно, реформа проводится в городах с населением менее миллиона человек — „в целях оптимизации“. Проект указа генпрокурора готовился в течение года», — говорится в материале.
Искусственный интеллект в помощь
По словам адвоката Зорина, в Генпрокуратуре пошли на расформирование управлений для того, чтобы оптимизировать штат сотрудников органов прокуратуры.
«У решения упразднить городские прокуратуры, оставив районные и областные управления, есть разумное обоснование. Во-первых, это оптимизация штата. В ведомстве хотят избежать дублирующих функций. Во-вторых, во всех прокуратурах страны сейчас настраивают процессы, связанные с цифровизацией и автоматизацией. Скорость и ритм жизни увеличиваются. Для того, чтобы делать типовые документы, которые ранее готовили специалисты, теперь есть искусственный интеллект (ИИ). А личный состав прокурорских работников будет участвовать непосредственно в проверках „на земле“. Моё мнение: высвобождение человеческого ресурса и замена его на ИИ — это дух современных реалий, о которых говорит глава государства», — сказал Зорин.
Он также подчеркнул, что образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции — это прерогатива генпрокурора.
«Статья 11 Федерального закона „О прокуратуре“», — напомнил Зорин.
«От имени народа и в интересах неопределённого круга лиц»
Правозащитник, заместитель председателя АНО «Центр общественного взаимодействия» Андрей Ишмуратов считает, что реформа органов прокуратуры напрямую связана с демографическими процессами в стране.
«Количество пенсионеров растёт, трудоспособного населения в России становится меньше. Это отражается на всех отраслях, в том числе на работе прокуратуры», — говорит Ишмуратов.
Правозащитник предлагает пойти дальше и лишить ведомство полномочий по защите непубличных интересов. То есть не заниматься проблемами частных лиц (инвалидов, малоимущих и так далее).
«Этими вопросами логичнее заниматься уполномоченному по правам человека. В этом случае человек получает ещё и гарантии бесплатной правовой помощи. А прокуратура должна заниматься общественными интересами, государственным обвинением и надзором за работой публичной власти», — сказал Ишмуратов.
В качестве примера он привёл США, где нет органов прокуратуры. Собеседник добавил, что американцы «иногда говорят спецпрокурор», но это, по его словам, ошибочный перевод.
«Есть государственный поверенный, который и выступает представителем от имени народа в интересах неопределенного круга лиц. На этот опыт нам следует обратить пристальное внимание», — резюмировал Ишмуратов.
Ранее генпрокурор России Игорь Краснов постановил отправить в отставку девять московских прокуроров.