В Сочи в пятый раз пройдет этап Гран-при «Формулы-1». Все, что нужно знать о главных гонках

Днем в воскресенье на автодроме в Сочи в пятый раз пройдет Гран-при «Формулы-1» — это единственный российский этап главных автомобильных гонок. Однако, несмотря на заверения властей, он может стать для курортного города одним из последних. Разбираемся почему.

Автогонки в Российской империи, СССР и РФ

Первую международную автогонку у нас провели 11 октября 1898 года под Санкт-Петербургом. В ней принимали участие семь машин, а победил Павел Беляев на французском трицикле Clement. Он преодолел 39 верст за 1 час 33 минуты и 36 секунд.

С 1960 по 1976 год в разных городах Советского Союза проводили собственные соревнования — двигатель был такого же объема, как в «Формуле-1», но менее мощный, а команды в том виде, в котором они были на Западе, отсутствовали.

Георгий Суворин на Гран-при России в 1913 году. Фото: wikipedia.org

Первый российский этап Гран-при «Формулы» провели в 2014 году — спустя ровно 100 лет после последнего, дореволюционного, Гран-при России. С 2014 года Сочи ежегодно принимает этап чемпионата мира.

Дважды гонку выигрывал британец Льюис Хэмилтон, еще по разу победа доставалась Нико Росбергу и Валттери Боттасу. Все пилоты на момент гонки были представителями команды Mercedes. Примечательно, что Георгий Суворин, побеждавший на Гран-при России в 1913 году, и одержавший победу годом позже немец Вилли Шолль также были членами команды Benz.

У трассы новый хозяин

В предыдущие годы организацией гонок в Сочи занимался принадлежащий Краснодарскому краю «Центр «Омега», а в феврале 2018 года трассу передали некоммерческой организации «Росгонки».

Для регионального бюджета содержать автодром в Сочи стало слишком накладно, из-за чего краевые власти не раз предлагали продать трассу. В 2014-2015 годах Краснодарский край потратил на организацию этапов «Формулы-1» около 8,6 млрд рублей, после чего в российский Гран-при стали инвестировать «Лукойл», ВТБ и «компании, которые нельзя называть».

Forbes ранее оценил стоимость автодрома в 120 млн евро. Сейчас его цену — с учетом эксплуатации — эксперты оценивают примерно в 90 млн долларов. Для краевого бюджета такой объект априори убыточен - гонки проходят раз в год, а в перерывах зарабатывать на нем невозможно.

Фото: kremlin.ru

По словам директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, сами по себе гонки тоже довольно затратны. Один этап может стоить от 60 млн долларов, а продажа билетов для 55 тысяч зрителей на три дня соревнований приносит максимум 10 млн долларов.

Кроме того, один только лицензионный платеж за право проведения гонок в 2014-2016 годах обошелся региону в 7,6 млрд рублей (примерно 116 млн долларов), а затраты на содержание трассы и ее эксплуатацию оценили в 340 млн рублей (5,1 млн долларов) ежегодно.

К тому же трасса расположена в Имеретинской низменности, и из-за заболоченной местности, обильных осадков и сильного ветра ее приходится постоянно ремонтировать.

Факт:

Стоимость автодрома и пяти относящихся к нему зданий оценили в 17 млрд рублей.

"Центр «Омега» не продал трассу, а отдал ее бесплатно, по поручению вице-премьера правительства Дмитрия Козака, с которым согласилось Законодательное собрание региона. Кроме того, сделку в качестве исключения, по примеру олимпийских объектов Сочи, освободили от уплаты НДС.

Откуда взялись «Росгонки»

Компанию-промоутер зарегистрировали как автономную некоммерческую организацию в декабре 2017 года. Ее учредителями стали «Центр «Омега», Российская автомобильная федерация и банк ВТБ, который также является титульным спонсором Гран-при.

Генеральным директором новой компании назначили Алексея Титова — сына бывшего первого зампреда ВТБ Алексея Титова. Состав учредителей в будущем планировали расширить за счет компаний-спонсоров российского этапа Гран-при «Формулы-1» и «Сочи Автодрома».

Это последние гонки в Сочи?

Несмотря на желание руководства автодрома Moscow Raceway и некоторых других частных трасс проводить гонки класса «Формулы-1», в ближайшие годы чемпионат мира по автогонкам из Сочи не уйдет. По крайней мере так говорят чиновники. Первый контракт на проведение Гран-при в городе предусматривал организацию этапов до 2021 года, но в феврале 2017 года Козак рассказал, что соглашение продлили до 2025 года.

Президент РФ Владимир Путин и основатель «Формулы-1» Берни Экклстоун на гонке в Сочи. Фото: kremlin.ru

Вице-губернатор Краснодарского края Василий Швец в конце марта говорил, что край нуждается в автогонках. «Мы заинтересованы в том, чтобы соревнования и дальше проводились на «Сочи Автодроме». Это не только имиджевое мероприятие. В том числе от этих соревнований зависит турпоток, заполняемость гостиниц и мнение туристов о курортах Краснодарского края», — пояснил он.

Вице-премьер Козак накануне сообщил, что выручка от продажи билетов на Гран-при России выросла на 72% по сравнению с 2017 годом. Всего, по его словам, продано 97% билетов. При этом стоимость билетов на раннем этапе продаж снизилась — самые доступные билеты, на трибуны без сидячих мест, до 5 июня можно было приобрести за 3990 рублей, а не за 5 тысяч рублей, как раньше.

Сейчас читают