В трюме парохода SS Richard Montgomery, который затонул в устье Темзы в августе 1944 года, может находиться горчичный газ, пишет Daily Mail. Уже известно, что там же лежат американские бомбы общим весом 1,4 тонны.
Советник Саутенда Стивен Эйлен опасается, что затонувший пароход, который находится всего в 10 км от его избирательного округа, перевозил «зловещий» груз горчичного газа.
Он привел в пример корабль класса «Либерти» SS John Harvey, который шел на средиземноморский театр военных действий с секретной партией смертоносного газа, но в декабре 1943 года был потоплен Люфтваффе у берегов Бари (Италия), в результате чего смертоносный груз попал на берег и убил десятки людей.
В общей сложности 628 военнослужащих после затопления SS John Harvey были госпитализированы с симптомами отравления ипритом, 83 из них скончались. Число жертв среди гражданского населения не зарегистрировано, но предполагается, что оно было еще больше.
Горчичный газ был запрещен Женевским протоколом, но союзники тайком отправляли его в Италию, опасаясь, что Гитлер в отчаянии применит химическое оружие. Секретность этих отправок была настолько высока, что наличие горчичного газа в Италии не признавали даже после того, как произошла его случайная утечка.
Эйлен заявил, что в августе 1944 года ситуация для Гитлера была еще хуже: «Возможно, я сложил два плюс два и получил пять, но если они повезли газ в Италию, почему бы им не повезти его после Дня Д? Гитлер, должно быть, был в отчаянии. Если они привезли газ в Италию, то логика, несомненно, подсказывает, что они привезли бы его и в эту часть Европы».
Планируется снять мачты SS Richard Montgomery, которые все еще возвышаются над ватерлинией, чтобы они не рухнули и не спровоцировали взрыв. Но эти работы неоднократно откладывались, и теперь, как ожидается, начнутся не раньше следующего года. Американское правительство дважды предлагало обезопасить место крушения — в 1948 и 1967 годах, — но оба раза получило отказ.
«Почему они оставили это препятствие там, где сейчас по Темзе ходят одни из самых больших кораблей в мире? И он находится всего в нескольких ярдах от того места куда они идут. Чем больше вы вникаете в это, тем больше у вас появляется подозрений», — рассуждает Эйлен.
Недавнее обследование обнаружило новые признаки обрушения судна, которые появились в прошлом году. «Вся передняя часть затонувшего судна» лежит на дне, разделенная на две половины, наклонившись на 10–15 см на восток, поскольку «поддерживающий ее донный осадок размывается». Трещина вдоль второго грузового отсека также увеличилась на 5 см в ширину и на 37 см в длину с момента предыдущего обследования и «значительно ушла» дальше вниз. Задняя часть корабля «потенциально разломилась надвое», а участок палубы длиной шесть метров за год обрушился более чем на полметра.
Представитель Министерства транспорта отреагировал на опасения Эйлена: «SS Richard Montgomery — одно из наиболее хорошо документированных затонувших судов в мире. За 80 лет с момента затопления не было никаких доказательств того, что в его грузе находился горчичный газ».