После освобождения Нагорного Карабаха от армянской оккупации выяснилось, что многие памятники архитектуры находятся в плачевном состоянии. Это касается не только мусульманских святынь, но и христианских храмов. В числе таких объектов — русская православная церковь в Ходжавендском районе Карабаха. Армянские сепаратисты, называющие себя истинными христианами, превратили церковь в руины.
Храм в честь Преображения Господня, возведенный в Куропаткино (Геворгаване) — единственная церковь РПЦ на территории Нагорного Карабаха. Церковь принадлежала Терским казакам — группе казаков, проживающих на территории бывшей Терской области Российской империи вдоль Терека и других прилегающих рек на Северном Кавказе. Она была разрушена в период оккупации Ходжавендского района армянскими Вооруженными Силами с 1992 года. Церковь находится в 13 километрах от райцентра Ходжавенд, в 2 километрах от нее находится небольшое поселение. Построен храм был в 1894 году по типовому проекту.
[XXX_fact fact_title="Историческое описание церкви"]«Церковь 1-го Сунженско-Владикавказского полка Терского Казаческого войска в память Преображения Господня. Престольный праздник 6 августа. Походная (при полку) церковь существует с 1894 года. Расположена полковая церковь в центре урочища Хан-Кенды. Заложена 16-м гренадерским Мингрельским полком, во время его стоянки здесь в 1864 года и освящена в честь Преображения Господня 9 февраля 1868 года. По уходе Мингрельского полка в 1877 году из урочища Хан-Кенды, церковь была в ведении 2-го пешего пластунского батальона до 1896 года, а с этого времени и доныне состоит в ведении 1-го Сунженско-Владикавказского полка. Зданием церковь — каменная, в виде креста, в связи с колокольнею. Вмещает до 1000 человек. По штату при церкви положен: один священник».
(Источник: Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю. А. Гагарина "История и культура Терского Казачества", Сборник 1, стр.31).[/XXX_fact]
На архивных кадрах видно, что ранее церковь была в хорошем состоянии. Имелась кровля и решетки на окнах.
Если сопоставить снимки 1988 и 2000 годов, можно сделать вывод, что храм не пострадал во время Первой Карабахской войны. Однако к 2014 году кровля и фронтон здания уже были разрушены: были сняты железные решетки с окон, появились сильные повреждения на фасаде с западной стороны, а армянские вандалы оставили на стенах свои автографы — Армен, Гарик, Кармен и другие.
Церковь находится в непосредственной близости от военного объекта ВС Армении, поэтому обо всем происходящем военно-политическое руководство Армении было хорошо осведомлено.
https://www.youtube.com/watch?v=XBbtzUNhcYQ
Священник Денис Сотников ранее видел церковь только на фотографиях. Приехав на место, Сотников был возмущен плачевным состоянием храма.
«Они на протяжении 30 лет говорили, что они христиане, но вы сами видите [состояние храма]. Это не по-божески», — сказал он.
Армянская религиозная политика находит свое выражение не только в вандализме. Иногда дело доходит до банального воровства. Так, за годы оккупации был изменен внешний и внутренний облик русского православного храма Иоанна Предтечи в Шуше. За это время он был арменизирован. С храма сняли купола, маковки с колоколен, заменив их атрибутами армяно-григорианской церкви.
По мнению политолога Евгения Михайлова, в разрушении православного храма нет ничего удивительного, учитывая отношение армянского руководства к представителям других конфессий.
«Я ничему не удивляюсь. Я видел как многие православные храмы приобретали другие кресты, другие формы. Некоторые представители армянского народа пытаются таким образом переделать историю. Подобных фактов много, не говоря уже о том, как они относятся к мусульманским святыням, в которых часто держали свиней. Так же поступают и с христианскими святынями. Известны случаи преобразования храмов Кавказской Албании в армянские церкви<...> Русских выгнали, русские сбежали, и они начали переделывать их храмы. Зачем строить что-то свое, когда можно передела и сказать что это наше? Я думаю, здесь должна сказать свое слово РПЦ», — сказал эксперт в беседе с корреспондентом Инфо24.
Это показательный пример лжи армянских властей, которые любят говорить о «варварах-азербайджанцах», в то время как сами за несколько лет разрушили собственную христианскую святыню. Фальсификация истории стала инструментом достижения политических целей в Армении. Историки давно подметили, что там, где армянское население становится большинством и приходит к власти, тотально уничтожаются все памятники культуры, духовности, истории, принадлежащие другим народам. На основе этих исторических фантазий искажается история других регионов и уничтожается их наследие.