sunny
20°С Москва
USD 90.92
EUR 98.90
BTC 65,473.68
13:54 1 февраля 2022
Спорт

«Выбираем проростки»: как Китай подготовился к Олимпиаде

Три простых вопроса накануне пекинской Олимпиады — 2022

Приближается Олимпиада в Пекине. И многих любителей спорта из разных стран интересует не только, как выступят их соотечественники, но и многие другие аспекты крупнейших зимних соревнований четырёхлетия:

  1. В какой мере на эти Игры могут повлиять новые вспышки COVID-19 во многих странах мира?
  2. Готовят ли китайцы сюрприз мировому спорту, какой мы видели на летних Играх в Пекине-2008, когда хозяева Олимпиады явно доминировали в общекомандном зачёте, выигрывая медали даже в тех видах, где мы раньше и не слышали о наличии сильных китайских спортсменов?
  3. Как относятся рядовые китайцы к различным политическим бойкотам извне?

Надо сказать, китайское сообщество до сих пор остаётся довольно закрытым для внешнего мира. Мне неоднократно доводилось слышать от китайских тренеров и журналистов одну и ту же фразу: «Если в нашем доме проживает сумасшедший дядюшка, который безобразничает и лупит всю семью — вы об этом никогда не узнаете. И здесь мы отличаемся от россиян и европейцев». Тем не менее в кулуарных разговорах знакомые работники китайской индустрии спорта и представители китайских СМИ по возможности объективно и откровенно ответили корреспонденту Инфо24 на эти три вопроса.

1. Китайцы очень гордятся своей Олимпиадой. Но сегодняшнее положение вещей совсем не характерно для обычной китайской жизни. Действующие на территории Китая антиковидные ограничения — одни из самых жёстких в мире. И даже при перемещении внутри страны. Например, в Пекин не пустят китайца, если в регионе, откуда он едет, в течение 14 дней был зарегистрирован хотя бы один случай выявленного инфицированного. А если три случая, то об этом узнаёт вся страна, закрывают регион.

Китаец может вылететь в Европу или США. Но вернуться — большая проблема. Хотя бы потому, что большую часть авиарейсов отменили. Рейсы в Китай раскуплены на месяцы вперёд, и те, которые есть, очень дорогие. Любого китайца, вернувшегося на родину, люди в химзащите сразу берут под контроль, тестируют, и даже если тест отрицательный, всё равно сажают на карантин в отель минимум на три недели. И контролируется процесс очень строго. А иностранцев, не имеющих хотя бы вида на жительство в Китае, в страну вообще не пускают. Более того, даже в горных регионах, где на границе с Бирмой раньше был довольно упрощённый режим её перехода местными жителями, теперь простроили металлический забор длиной 400 км, пустили по нему ток и полосу охраняют многочисленные пограничники с собаками.

Что игры состоятся и пройдут на высоком организационном уровне — в этом никто не сомневается. То есть болельщиков на Играх в Пекине не будет. Количество журналистов сильно ограничено — аккредитаций выдаётся в разы меньше, чем на Пхёнчхан-2018. На период Олимпиады въезд в Пекинский округ разрешён лишь для спортсменов, тренеров и технических сотрудников команд. Им предусмотрена система «пузырей» — от очень жёстких (намного жёстче, чем были на Играх в Токио) до более гибких, при перемещении из одной локации в другую. На трибуны или в зону вокруг лыжни не пустят даже местных жителей.

2. Некоторые зимние виды спорта для Китая — новое явление. Большинство входящих в олимпийскую программу начали культивироваться в стране лишь лет 10 назад — до того их просто не было. Некоторые (конькобежный, фигурное катание, шорт-трек, воздушная акробатика на лыжах и сноуборде) имеют давние и победные традиции. Но в целом Китай не сможет вмешаться в борьбу с признанными (Норвегия, США, Канада, Россия и др.) лидерами за общекомандное первенство по медальному зачёту — как на летних Играх. Хотя холодных регионов, где снег лежит много месяцев, в стране много — вдоль Амура и в горах. В Китае сейчас около 700 горнолыжных курортов. На Южном Алтае под руководством канадцев построена шикарная трасса фрирайда, который не входит в программу зимних Игр и в ближайшее время вряд ли войдёт. То есть это развлечение уже для экстремалов и эстетов. Вокруг Пекина на сноубордах и горных лыжах катаются на всех горах, где есть снег. Столичный житель среднего достатка, не выезжающий в зимнее время куда-то в горы, уже вызывает удивление. Открывается громадное количество спортивных школ. Но ещё просто не прошло достаточно времени, чтобы количество переросло в качество. В большинстве дисциплин сноуборда и лыж на этих Играх китайцы ограничатся лишь участием, но уже к следующим Играм ожидается их вмешательство в борьбу за медали почти во всех зимних видах спорта.

Глава Компартии Китая сделал заявление, что 300 миллионов китайцев должны заниматься зимними видами спорта. Летними — ещё больше. Причём в массовом спорте идёт развитие по двум направлениям. Советская система продолжает совершенствоваться. Её обозначают китайским иероглифом «выбираем проростки». Группа тренеров ездит по деревням, часто по самым бедным, находит талантливых детей и предлагает им переехать в город, обеспечивает хорошими условиями. Это относится к лёгкой и тяжёлой атлетике, боксу, плаванию, а также к лыжным гонкам, которые только сейчас начинают развивать в Китае.

Снежные районы в Китае — либо вдоль Амура, либо в горах, то есть регионах бедных и удалённых от мегаполисов. Но массовый спорт начал добираться уже и туда. Но в последние годы стала прививаться и американская система, она в Китае больше подходит для дорогих и затратных видов спорта. Родители с самого начала оплачивают частные услуги тренеров, аренду спортивных арен, дорогую экипировку. Так в Китае развиваются теннис, фигурное катание, сноуборд, в какой-то мере хоккей. Но в Китае богатых людей уже много — больше, чем всё население Германии. В Шанхае и многих других городах квартиры дороже, чем в Западной Европе. Так что по окончании Олимпиады новые для Китая зимние виды спорта будут доступны не только жителям холодных регионов, но даже столицы. До горного олимпийского кластера от Пекина можно добраться за 40 минут скоростным поездом. Причём всего лишь за 10 евро — расстояние около 250 километров.

Хоккей свою историю имеет лишь на севере Китая — где более полувека назад заливали катки на улицах или гоняли шайбу на замёрзших озёрах — не без влияния СССР. В городке Титихар играют с 1950-х, и местная команда до недавнего времени выигрывала национальные турниры. В команде КХЛ «Куньлунь» — почти все иностранцы. Даже пошла тенденция: давать гражданство китайцам канадского происхождения, чтобы они усиливали клубы, а может быть, и сборные. Но ледовые дворцы спорта строят по всему Китаю. Даже на юге, в зоне тропического климата, местные жители и сами на любительском уровне играют в хоккей, и своих детей приобщают. Есть лиги команд в Шанхае, Гонконге и городах поменьше. Даже женские. Конечно, приходится платить из своего кармана. Но на юге заработки высокие, так что увлечение хоккеем по карману многим.

В Пекине-2022 китайцы надеются на шорт-трек и воздушную акробатику, но чудес в виде большого количества медалей не ждут — как это было на Олимпиадах летних. Чемпионы по зимним видам спорта вообще в Китае менее популярны пока, чем по летним. На недавних Играх в Токио в медальном зачёте китайцы уступили лишь одно золото американцам, и гиперпатриотически настроенные граждане сильно критиковали известных китайских спортсменов, оставшихся без медалей. Ругать, а тем более оскорблять даже в китайских соцсетях запрещено, но фразы типа «вы подвели страну» в комментариях можно было видеть часто. В официальных же СМИ преобладали информационные репортажи, а не оценочные, и представители власти даже всячески ограничивали рядовых граждан в критике спортсменов в комментариях в соцсетях — даже там, где националисты достаточно жёстко гнобят американцев или японцев и такие комментарии не удаляют.

3. Услышать от китайцев скептицизм «зачем нужна нам эта Олимпиада» гораздо менее вероятно, чем от россиян. Даже на бытовом уровне, в узком кругу общения. Все с нетерпением ждут Игр в Пекине, собираются смотреть по телевизору. И уже сейчас, задолго от открытия, гордятся прекрасной организацией на всех уровнях. Ко всяким дипломатическим бойкотам извне относятся не с российской снисходительностью («не приедете, да и никто этого и не заметит» — как к параду на Красной площади 9 мая), а именно с обидой. Современные рядовые китайцы очень патриотичны и переживают за имидж родной страны во всём мире. Причём большинство населения не вникает в истоки и мотив этих бойкотов извне и потому однозначно и искренне ругает внешних политических врагов — примерно как было в СССР. А те, которые знают все стороны этих проблем, предпочитают молчать.