За что зрители раскритиковали новую «Малефисенту»?

Анджелина Джоли / ТАСС

Зрители прохладно встретили новую «Малефисенту».

16 октября состоялась мировая премьера фильма «Малефисента: Владычица тьмы» — продолжения фэнтези, выпущенного Disney в 2014 году. В сиквеле к старому актерскому составу — Анджелине Джоли, Эль Фэннинг и Сэму Райли — присоединились Мишель Пфайффер и Харрис Дикинсон. Несмотря на сильный каст и обилие спецэффектов, лента получила преимущественно негативные отзывы критиков. Ее ругают за визуальное решение, сходство с проектами Marvel, перегруженный саундтрек и даже «эмоциональную неискренность». RT выяснял, чем новая «Малефисента» разочаровала рецензентов.

Почти пять с половиной лет назад — 28 мая 2014 года — в Лос-Анджелесе состоялась премьера первой «Малефисенты». Фэнтези с Анджелиной Джоли и Эль Фэннинг в главных ролях не произвело фурора (как и многие проекты производства Disney последнего десятилетия), но по крайней мере приятно удивило профессионалов и рядовых зрителей насыщенным визуальным рядом, прекрасной актерской игрой и неожиданной для кого-то концовкой (многие потеряли бдительность и не успели предугадать, кто именно одарит Аврору «поцелуем истинной любви»). Эти прекрасные особенности позволили ленте с бюджетом в 180 миллионов долларов показать, опять же, если не выдающийся, то хороший результат в прокате: более 750 миллионов долларов по всему миру. Правда, немало «Малефисенту» и ругали: в частности, за слабый сценарий и даже не феминистический — мужененавистнический посыл.

В 2015-м стало известно, что «Малефисента» обзаведется сиквелом, еще спустя год Disney сообщили о возвращении Джоли к роли феи. Материал был отснят в 2018 году, а 16 октября 2019-го картину официально выпустили в свет.

Ко всеобщему удивлению, лента «Малефисента: Владычица тьмы» получилась намного хуже, чем ее предшественница, — несмотря на то что к касту фильма присоединилась блистательная Мишель Пфайффер, Брентона Туэйтса на посту принца Филиппа заменил куда более убедительный Харрис Дикинсон, все исполнители центральных ролей добросовестно выполнили свою работу, а сценаристы подготовили (на этот раз действительно неожиданный) сюжетный поворот.

Как отмечает автор The Hollywood Reporter Тодд Маккарти, сиквел получился на 21 минуту длиннее первой части, и на это нет никакой очевидной причины — ни творческой, ни коммерческой. Зато лента будто собрала вместе все возможные клише, присущие произведениям такого рода.

«Трудно найти современный фильм, который был бы еще больше напичкан проверенными временем коммерческими «элементами»: здесь и милая принцесса, и её очаровательный кавалер, и причудливые малютки-эльфы, которые снуют поблизости и опекают их, и уже упомянутая расчётливая королева, и, наконец, прислуга, готовая по щелчку пальцев обслужить тех, кто стоит над ней, или же устроить праздник», — полагает Маккарти.

Штампы, по мнению критиков, — не единственное, чего в картине в избытке. Интересно, что в этот раз рецензентам не понравилось внимание кинематографистов к детализации в принципе: якобы таким образом фантазия художников не даёт разгуляться фантазии зрителей.

«Впечатление такое, будто небольшая армия художников из вспомогательного состава съемочной группы подошла к созданию каждой волшебной бабочки и каждой петельки на одежде с такой тщательностью, чтобы не оставить нам никакой возможности для полета фантазии. Затем остается только размазать по всему этому неистово перегруженный саундтрек Джефа Дзанелли и получить в итоге картину, производящую гнетущее впечатление», — подытоживает Питер Дебрюж из Variety.

«Малефисента» и раньше чем-то напоминала кэмероновского «Аватара». Однако в сиквеле параллели стали куда более очевидными: вероятно, сходство между Пандорой и тайным убежищем фей, в котором оказывается Джоли, заметили большинство смотревших оба фильма зрителей. Об этом не преминули упомянуть и рецензенты.

«Ей встречаются темные феи — это такая община изгоев, всей своей атмосферой отчетливо напоминающая «Аватар» Джеймса Кэмерона», — пересказывает сюжет главный кинокритик The Independent Кларисс Локри.

Питер Брэдшоу из The Guardian, как и другие его коллеги, углядел в новой «Малефисенте» сходство с проектами Marvel. Но кроется оно, очевидно, уже не в визуальной составляющей, а в динамике повествования.

«Главная беда фильма в том, что он, словно под воздействием какой-то повествовательной энтропии, постепенно распадается, продвигаясь к финальной битве. В этом он подобен множеству частей киновселенной Marvel», — поясняет Брэдшоу.

Автор интернет-портала Bloody Disgusting Уильям Биббиани придерживается противоположного мнения о достоинствах первой «Малефисенты», однако подтверждает: вторая часть — куда слабее.

«Из первой части «Малефисенты» фильм вышел не очень, но ей хотя бы полагаются дополнительные баллы за смелость. А вот сиквел, получивший название «Малефисента: Владычица тьмы», не мешало бы отправить на доработку. Этот фильм в сценарном плане нелеп, в эмоциональном неискренен, а с Анджелиной Джоли, которая как всегда великолепна, он будто и не знает, что делать», — подчеркнул Биббиани.

На момент публикации статьи рейтинг сиквела на Rotten Tomatoes почти сравнялся с оценкой оригинального фильма (50% и 53% свежести соответственно). Но, вероятно, полностью верить этим цифрам не следует: некоторые преимущественно негативные рецензии агрегатор засчитал как позитивные.