С 1 сентября в России начнёт действовать новый закон о такси, который обязывает перевозчиков оформлять ОСАГО по отдельному тарифу — выше, чем для обычных водителей. Эксперт по городскому транспорту и такси Роберт Ян в беседе с Инфо24 спрогнозировал, что ради компенсации расходов агрегаторы займутся спекуляциями.
По словам аналитика, именно агрегаторы на протяжении последних 8–10 лет устанавливают цены на таксомоторные перевозки в России, и забота о таксистах не входит в число их приоритетов.
Их беспокоит трафик, количество поездок. Они применяют много маркетинговых мер, чтобы привлечь пользователей, в том числе за счёт откровенного демпинга —выставляя максимально привлекательную для потребителя цену, — пояснил Ян.
Цены на такси, отметил он, фактически утратили связь с себестоимостью услуг пассажирских перевозок. Их устанавливает агрегатор, который при этом исходит из собственного представления о покупательской способности жителей конкретного региона. Эти цены не связаны с затратами перевозчиков, которые встают перед выбором: или принять условия агрегатора, ущемив собственные интересы, или остаться без заказов.
Сейчас цены на рынке такси соответствуют только одному закону экономики — спекуляции, подчеркнул Роберт Ян.
Крупные перевозчики имеют возможность вписаться в эти цены, но они труднопрогнозируемые, поскольку не учитывают затраты перевозчиков. Например, в Иркутске и Владивостоке один сервис недавно поднял цены в пять-шесть раз, удалил 95% своих водителей и тем самым искусственно создал у потребителей ощущение неустойчивости рынка. Вот так примерно агрегаторы и будут действовать с 1 сентября, — предупреждает Ян.
В следующем месяце, добавил он, агрегаторы такси будут вынуждены отвечать за привлечение к работе нелегальных перевозчиков — платить штрафы и нести другие связанные с этим расходы. Чтобы их компенсировать, будут предприняты попытки спекуляций — например, повышение цен.
Проблема с автопарком, по словам Яна, тоже целиком ложится на плечи агрегаторов: это им предстоит решать — позволять таксистам возить пассажиров на старых иномарках и новых российских автомобилях или оставить только комфортные дорогие иномарки и задрать цены на поездки.
Согласно закону, который вступает в силу с 1 сентября, заказы на пассажирские перевозки смогут принимать только таксисты с лицензией. При выявлении нелицензированных водителей агрегатору, который распределял на них вызовы, будет грозить приостановка работы.
Кроме того, водителей обяжут приобретать ОСАГО по дорогому спецтарифу для перевозчиков, а не по обычному, как раньше.
Также новый закон обязывает перевозчиков (агрегаторов) возмещать причинённый пассажирам реальный ущерб, если таковой не покрывается по полису ОСАГО или выплатами по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.