В пятницу, 2 июля, стало известно о том, что ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, покинул свой пост, который он занимал с 1992 года. Корреспондент Инфо24 поговорил с одним из преподавателей вуза, профессором факультета права Ильей Шаблинским о том, кто может занять место Кузьминова, и как это отразится на российской высшей школе в целом и на вузе в частности.
- Скажите, Илья Георгиевич, кто может заменить Ярослава Кузьминова, и как его уход в целом отразится на вузе.
- Я не могу пока представить. Кто будет новым ректором, понятия не имею. Но для меня это очень плохая новость. Ярослав Кузьминов не просто ректор, он создатель нашего университета, и он гарант определенных традиций и методов обучения. Все-таки у нас был европейский вуз, а что будет сейчас?
Вы в советском вузе не учились? Наверное, нет. А я учился. Я хорошо помню и могу хорошо представить, что будет с университетом после ухода Ярослава Кузьминова. Так что ничего хорошего от нового назначения я не жду.
- Но он же станет почетным научным руководителем ВШЭ? Сможет ли он на этой должности хоть как-то реализовать свои функции?
- Нет, это чисто символическая позиция.
- А как вы оцениваете перспективы ВШЭ и в целом российской высшей школы после этого ухода?
- Как плохие. Суть в том, что для подготовки специалистов высокого уровня есть несколько условий: академическая свобода, тесный контакт с зарубежными партнерами, ориентация на лучшие образцы зарубежных вузов. Вот это у нас было. И это позволяло готовить юристов, экономистов, историков и философов очень высокого класса. И если эти требования исчезнут – это будет обычный советский вуз. Я думаю, к этому дело и идет.
- А если кто-то из текущего преподавательского состава заменит это место, он сможет заменить Кузьминова?
- Речь идет скорее о каком-то из проректоров. Ноя не знаю о ком именно.
- Ведь согласно процедуре выбора именно вуз должен предоставить кандидатов. И в результате голосования совета вуза, а также последующего утверждения правительства, будет избран новый глава ВШЭ?
- Да, конечно, но это формальность в рамках академической свободы. Но на самом деле академической свободы нет. Всё будут решать в Администрации президента. Всё там решат. Уже, наверное, решили. Совершенно бессмысленно говорить о том, кого предложит наш ученый совет.
- То есть вы не ожидаете ничего хорошего от этого решения?
- А вы ожидаете?
- Я на самом деле не совсем в теме внутренней "кухни" ВШЭ.
- А вы вроде журналист, вы современный человек, и получали высшее образование. Вас же должна эта тема интересовать.
- В том вузе, где я учился, в РГГУ, когда ушел ректор Юрий Афанасьев, там изменилось все до неузнаваемости. Сейчас в ВШЭ будет также?
- В РГГУ новый ректор был назначен в значительной мере в силу мнения коллектива вуза. Это мнение играло роль. У нас это мнение не будет играть никакой роли. В ВШЭ от личности ректора очень много зависело. И в данном случае, я думаю, что речь идет о том, чтобы ликвидировать два условия существования ВШЭ. Я их называл – это академическая свобода и постоянные контакты с иностранными коллегами. Без этого вот сейчас нормального развития невозможно. В экономике – точно.