sunny
11°С Москва
USD 93.44
EUR 99.58
BTC 63,709.40
06:53 28 января 2019
Культура

Кража картины Куинджи из Третьяковской галереи. Как это было

Кража картины Куинджи из Третьяковской галереи. Как это было

Днем 27 января, в воскресенье, в Инженерном корпусе Треьяковской галереи в Москве была украдена картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Неизвестный молодой мужчина славянской внешности просто снял ее со стены, вынул из рамы и вынес из музея, после чего уехал на белом внедорожнике Mercedes.

Его поступок назвали «ограблением века»: стоимость украденной картины составляет, по разным экспертным оценкам, от 1 до 10 млн долларов. Искусствоведы пояснили, что коллекционеры «крайне неохотно расстаются» с имеющимися в их распоряжении работами Куинджи, поэтому назвать цену «Ай-Петри. Крым» затруднительно.

Как в "Стариках-разбойниках"

«По факту похищения картины с выставки одного из музеев столицы следственной частью Следственного управления УВД по ЦАО возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность)», — сказала представитель МВД.

Сначала полиция предполагала, что его удастся задержать прямо в здании, но он к тому времени уже успел покинуть галерею. Источники в правоохранительных органах предполагают, что в Третьяковке он находился с напарником, а преступление планировал вместе с другими сообщниками.

Запись установленных в галерее камер видеонаблюдения была опубликована телеканалом РЕН ТВ. На ней видно, что молодой человек, укравший картину, расхаживал по выставочным залам спокойно и неторопливо, не скрывая своего лица.

https://twitter.com/rianru/status/1089655013406851073

СМИ были шокированы тем, что в присутствии большого количества посетителей и музейных работников произведение искусства удалось украсть совершенно беспрепятственно. Из-за дерзости, с которой действовал вор, в соцсетях его поступок сравнили с ограблением музея из советского фильма «Старики-разбойники». Такую же параллель провело и министерство культуры РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=Q7RfdwMtsTs

Более того, по сообщениям ряда изданий, которые ссылаются на источники в правоохранительных органах, о краже стало известно фактически случайно: полиция прибыла в Инженерный корпус Третьяковки из-за шубы, которая пропала из гардероба галереи. Когда в связи с этой пропажей стали отсматривать записи камер видеонаблюдения, заметили пропажу «Ай-Петри». СМИ предположили, что шуба была украдена сообщниками вора, чтобы отвлечь внимания от кражи картины.

По некоторым данным, с кражи картины до того момента, когда она была обнаружена, прошло около двух часов.

Разные версии

Еще одно обстоятельство, привлекшее внимание журналистов, — это странное совпадение: 27 января — 177-летие со дня рождения Куинджи. В связи с этим в соцсетях начали высказывать предположения о том, что кража картины могла быть перформансом. Подозрения усугубляются тем, что один из telegram-каналов, посвященных искусству, вел фактически прямую трансляцию с места событий от лица очевидца.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2223388761248879&set=a.1527139567540472&type=3&theater

В ходе расследования проверялась гипотеза о том, что к краже картины могут быть причастны сотрудники Третьяковской галереи. Об этом сообщала официальный представитель МВД Ирина Волк. По ее словам, проводился опрос работников галереи. «Преступники не раз посещали галерею до кражи, хорошо там ориентировались и целенаправленно шли за работой «Ай-Петри. Крым», — пояснял источник ТАСС в правоохранительных органах.

«Ай-Петри. Крым» внесена в реестр похищенных произведений искусства. По словам директора департамента музеев министерства культуры РФ Владислава Кононова, это предотвратит вывоз картины из страны. Искусствоведы уверены, что продать работу Куинджи в России тоже не удастся.

Эксперты подчеркивали, что картина для похищения явно была выбрана неслучайно: «Ай-Петри. Крым» написана на картоне, который сравнительно легко и быстро вынимается из рамы. В случае с холстом у вора возникли бы проблемы.

Была ли картина застрахована

Остается непроясненным вопрос со страховкой картины. Сначала СМИ сообщали, что она была застрахована компанией «Стерх» на 12 млн рублей. Потом выяснилось, что страховка распространялась только на транспортировку и монтаж — но не на период экспонирования.

В конкурсной документации на страхование экспонатов выставки с сайта госзакупок говорится, что большинство работ были застрахованы от всех рисков с 10 сентября по 1 октября 2018 года и с 18 февраля по 4 марта 2019 года — по формуле «от гвоздя до гвоздя» («на период транспортировки от мест временного хранения до места постоянного хранения и обратно, упаковки-распаковки, погрузки-разгрузки, монтажа и демонтажа, период временного хранения в Третьяковской галерее без доступа посетителей»).

На период экспонирования Третьяковская галерея страховала только пять картин из зарубежных фондов. Работа Куинджи, принятая из фондов Русского музея в Санкт-Петербурге, в их число не входила. Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев не смог ответить на вопрос о страховке «Ай-Петри».

На сайте "Стерха" уже после пропажи картины появилось сообщение, что работа Куинджи была застрахована на весь период проведения выставки. В компании добавили, что заявления от страхователя, как и иных необходимых документов, в адрес страховой компании пока не поступало.