Иск о защите деловой репутации, поданный Екатериной Мизулиной и ее «Лигой безопасного интернета» к блогеру-дизайнеру Артемию Лебедеву и журналисту Юрию Дудю (внесен в реестр иноагентов в РФ), может оказаться неподсудным районному суду. Об этом Инфо24 заявил известный российский адвокат Сергей Жорин.
По его словам, дела этой категории «крайне сложные», и, как правило, юристу проще представлять интересы ответчиков, поскольку «в подавляющем большинстве случаев в подобных исках суды отказывают при надлежащей защите». Дело в том, что в таких случаях истец обязан доказать порочащий характер распространяемой информации о нем, а это не так легко сделать, пояснил Жорин.
В частности истцу необходимо представить доказательства того, что «высказывания были выражены в форме утверждения». Поэтому к таким искам обязательно прилагается лингвистическое исследование.
«Если это было личное мнение того, кто эту информацию распространил, то суд отказывает в иске, потому что мнение человека невозможно проверить на соответствие действительности, нельзя верифицировать — и, следовательно, опровергнуть», — предупредил адвокат.
По словам Жорина, раньше в подобных случаях все ссылались на Конвенцию о правах человека, согласно которой мнение и суждение не может являться предметом преследования, но после начала военной операции на Украине Россия ее денонсировала.
«Тем не менее есть пленум Верховного суда РФ 2005 года, который говорит о том, что мнение, суждение не может быть проверено на соответствие действительности. А зачастую то, что говорят в интервью, в каких-то дискуссиях люди — это их личное мнение», — рассуждает адвокат.
В таких случаях разницу между мнением и утверждением определяют лингвисты на основе анализа построения словесно-смысловых конструкций и использования так называемых речевых маркеров, рассказал Сергей Жорин.
«Мы используем разные конструкции и слова, которые снабжаем речевыми маркерами, указывающими на то, какую информацию и в каком виде мы распространяем. Я уверен, убежден — это форма утверждения. По моему мнению, скорее всего — это суждение. Недаром блогеры часто злоупотребляют этими речевыми маркерами, по сто раз говоря — это мое мнение, оценочное осуждение — как раз чтобы в случае чего, уйти от ответственности», — объяснил адвокат.
Поэтому, по словам Жорина, в таких делах ответчику всегда проще избежать наказания и добиться отказа в иске. С другой стороны, отметил адвокат, «мы понимаем, что суды не всегда являются объективными».
«Тут в качестве истца выступает так называемый официальный патриот, назначенный сам собой. А один из ответчиков — иностранный агент, человек, которого официальные власти осуждают, поэтому это тоже может отразиться на исходе дела», — подытожил Сергей Жорин.
Напомним, поводом для подачи иска со стороны Мизулиной стало интервью Лебедева Дудю, в котором блогер негативно высказался по поводу деятельности Лиги безопасного интернета, оценив ее как вредную для российского общества.