Государственная дума РФ может ввести послабления для российских автомобилистов, допускающих административные нарушения правил дорожного движения. С такой инициативой выступила группа депутатов нижней палаты парламента и двое сенаторов, внесшие на рассмотрение ГД соответствующий законопроект.
Он предусматривает объявление амнистии для автомобилистов, которые подлежат административным взысканиям по статьям из главы 12 КоАП — кроме пунктов о вождении машины в пьяном виде и отказа от медицинского освидетельствования (при подозрении на опьянение).
Согласно законопроекту, водители будут освобождены от штрафов и иных взысканий, предусмотренных административным кодексом, но им всё равно придётся возмещать ущерб, причинённый в результате нарушений. В любом случае такая амнистия станет ощутимой мерой поддержки населения в тяжёлый с экономической точки зрения период, считают авторы законопроекта.
КАК ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ?
Госдума обладает исключительным правом объявлять амнистию и должна чаще им пользоваться, заявил Инфо24 один из авторов этой инициативы, председатель думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов:
Амнистия бывает по уголовным статьям (несколько проектов мы уже внесли — к сожалению, до них дело так и не дошло), но и по административным статьям тоже. Поэтому мы считаем, что за нетяжкие правонарушения для водителей надо амнистию объявить. И это не должно касаться пьянства за рулём или отказа от прохождения медосвидетельствования.
По словам Нилова, административная амнистия будет действовать по аналогии с уголовными — до момента её принятия: то есть те, кто уже был привлечён к административной ответственности, получат право не платить штрафы, но как только постановление вступит в силу, «начинается новый отсчёт».
Идею амнистии (при внесении некоторых корректировок) поддержал координатор движения «Синие ведёрки» и глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов. Сейчас эта инициатива особенно актуальна — и вообще, такие амнистии надо объявлять периодически, заявил он Инфо24.
Накопленные годами, неисполненные штрафные постановления... Судебные приставы, у которых эти дела подпирают потолок — реально колонны из дел, которые просто негде складировать... Сейчас самый, наверное, правильный момент — подвести черту и весь этот балласт скинуть, то есть, условно говоря, простить тех, кого можно простить. И, безусловно, трудности в экономике являются не последним мотивом для принятия такого решения, — считает эксперт.
По словам Шкуматова, от амнистии выиграют и ГИБДД, и судебные приставы, и водители, которые получат права обратно на руки и смогут вернуться в экономически активную жизнь:
Вал неисполненных проблемных постановлений создаёт огромный негативный эффект для всех — для госорганов и для тех людей, за которыми эти госорганы бегают. В результате энергия растрачивается, никакой полезной работы не проводится. Поэтому, безусловно, амнистия как способ решения подобных ситуаций — это очень правильный механизм.
Такие амнистии можно объявлять периодически, считает автоэксперт, — но не регулярно (например, каждые два года), а по мере накопления «токсичных историй», создающих негативный балласт.
НЕ ВЫРАСТЕТ ЛИ АВАРИЙНОСТЬ?
На дорожную ситуацию административная амнистия для водителей не повлияет, поскольку коснётся лишь определённых и уже свершившихся случаев, убеждён Ярослав Нилов:
Опасений нет, потому что это всё уже в прошлом. Уже есть нарушившие, у них есть штрафы. И в условиях, в которых мы сегодня проживаем, людям надо помочь: не оплатил парковку, встал под знак («Остановка запрещена»)... Вы знаете, сколько есть дорожных ловушек, когда водитель встаёт и не понимает, что он нарушает? И за это ему приходит штраф 3 тысячи рублей. Вот давайте таких водителей простим.
Пётр Шкуматов с этим согласен — он убеждён, что амнистия не приведёт к повышению аварийности на российских дорогах, поскольку на неё уже давно влияют различные факторы помимо поведения водителей: надо учитывать ещё как минимум состояние дорог и автомобилей.
Если вы аккуратно, в соответствии со всеми требованиями ПДД едете по ужасной дороге, без разметки, без освещения, да ещё на старом убитом автомобиле — то в случае ошибки или стечения обстоятельств тяжесть последствий аварии будет очень серьёзной. В то же время, если вы едете на современном безопасном автомобиле по современной дороге, освещённой, с разметкой, отбойником, — то даже если произойдёт какая-то ошибка, скорее всего, с вами ничего не случится, — пояснил эксперт.
По его словам, сейчас основной вклад в уровень аварийности в России вносят дороги, их низкое качество и несоответствие современным условиям движения, а также старые автомобили, которые уже давно не отвечают требованиям безопасности.
Шкуматов отметил, что российские водители в целом нормально себя ведут на дорогах — даже на юге, где «приняты особые правила езды», всё «стало гораздо спокойнее». Поэтому, подытожил эксперт, идея административной амнистии для автомобилистов заслуживает поддержки и принятия — при условии внесения некоторых корректировок в сам текст проекта.
ПО КАКИМ ПУНКТАМ МОГУТ ОБЪЯВИТЬ АМНИСТИЮ
Глава 12 КоАП включает, в частности, такие пункты:
- нарушение правил учебной езды;
- нарушение правил перевозки людей;
- нарушение правил движения в жилых зонах;
- управление незарегистрированным транспортным средством;
- использование мобильного телефона за рулём;
- отсутствие полиса ОСАГО;
- нарушение правил установки госномеров, спецсигналов, цветографических схем (например, такси или знака «Инвалид»);
- отсутствие у водителя документов, предусмотренных ПДД;
- наличие неисправностей, при которых эксплуатировать автомобиль запрещено;
- вождение автомобиля с непристёгнутым ремнём безопасности или мотоцикла — без мотошлема;
- нарушение запрета на управление транспортным средством;
- нарушение правил перевозки грузов и опасных грузов;
- нарушение правил использования внешних световых приборов, звуковых сигналов, аварийной сигнализации или знака аварийной остановки;
- превышение скорости;
- нарушение правил пересечения железнодорожных путей, движения по автомагистрали и проезда по перекрёстку;
- проезд на красный свет светофора или запрещающий жест регулировщика;
- нарушение правил маневрирования;
- нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части, встречного разъезда или обгона, остановки и стоянки;
- несоблюдение дорожной разметки или знаков;
- отказ пропустить транспорт с включёнными спецсигналами или пешехода на «зебре»;
- неуплата стоимости проезда по платной дороге.
Кроме того, в эту же главу входят пункты о нарушениях со стороны пешеходов (например, переход проезжей части в неположенном месте) и организаторов пассажирских перевозок, повреждении дорог и невыполнении предписанных законодательством обязанностей участника ДТП.