sunny
14°С Москва
USD 94.09
EUR 100.53
BTC 64,547.45
23:52 26 апреля 2022
Общество

«Простить тех, кого можно»: как будет работать амнистия для водителей, если её объявят

Соавтор проекта административной амнистии для водителей Ярослав Нилов объяснил, какие штрафы могут простить россиянам

Государственная дума РФ может ввести послабления для российских автомобилистов, допускающих административные нарушения правил дорожного движения. С такой инициативой выступила группа депутатов нижней палаты парламента и двое сенаторов, внесшие на рассмотрение ГД соответствующий законопроект.

Он предусматривает объявление амнистии для автомобилистов, которые подлежат административным взысканиям по статьям из главы 12 КоАП — кроме пунктов о вождении машины в пьяном виде и отказа от медицинского освидетельствования (при подозрении на опьянение).

Согласно законопроекту, водители будут освобождены от штрафов и иных взысканий, предусмотренных административным кодексом, но им всё равно придётся возмещать ущерб, причинённый в результате нарушений. В любом случае такая амнистия станет ощутимой мерой поддержки населения в тяжёлый с экономической точки зрения период, считают авторы законопроекта.

КАК ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ?

Госдума обладает исключительным правом объявлять амнистию и должна чаще им пользоваться, заявил Инфо24 один из авторов этой инициативы, председатель думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов:

Амнистия бывает по уголовным статьям (несколько проектов мы уже внесли — к сожалению, до них дело так и не дошло), но и по административным статьям тоже. Поэтому мы считаем, что за нетяжкие правонарушения для водителей надо амнистию объявить. И это не должно касаться пьянства за рулём или отказа от прохождения медосвидетельствования.

По словам Нилова, административная амнистия будет действовать по аналогии с уголовными — до момента её принятия: то есть те, кто уже был привлечён к административной ответственности, получат право не платить штрафы, но как только постановление вступит в силу, «начинается новый отсчёт».

Идею амнистии (при внесении некоторых корректировок) поддержал координатор движения «Синие ведёрки» и глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов. Сейчас эта инициатива особенно актуальна — и вообще, такие амнистии надо объявлять периодически, заявил он Инфо24.

Накопленные годами, неисполненные штрафные постановления... Судебные приставы, у которых эти дела подпирают потолок — реально колонны из дел, которые просто негде складировать... Сейчас самый, наверное, правильный момент — подвести черту и весь этот балласт скинуть, то есть, условно говоря, простить тех, кого можно простить. И, безусловно, трудности в экономике являются не последним мотивом для принятия такого решения, — считает эксперт.

По словам Шкуматова, от амнистии выиграют и ГИБДД, и судебные приставы, и водители, которые получат права обратно на руки и смогут вернуться в экономически активную жизнь:

Вал неисполненных проблемных постановлений создаёт огромный негативный эффект для всех — для госорганов и для тех людей, за которыми эти госорганы бегают. В результате энергия растрачивается, никакой полезной работы не проводится. Поэтому, безусловно, амнистия как способ решения подобных ситуаций — это очень правильный механизм.

Такие амнистии можно объявлять периодически, считает автоэксперт, — но не регулярно (например, каждые два года), а по мере накопления «токсичных историй», создающих негативный балласт.

НЕ ВЫРАСТЕТ ЛИ АВАРИЙНОСТЬ?

На дорожную ситуацию административная амнистия для водителей не повлияет, поскольку коснётся лишь определённых и уже свершившихся случаев, убеждён Ярослав Нилов:

Опасений нет, потому что это всё уже в прошлом. Уже есть нарушившие, у них есть штрафы. И в условиях, в которых мы сегодня проживаем, людям надо помочь: не оплатил парковку, встал под знак («Остановка запрещена»)... Вы знаете, сколько есть дорожных ловушек, когда водитель встаёт и не понимает, что он нарушает? И за это ему приходит штраф 3 тысячи рублей. Вот давайте таких водителей простим.

Пётр Шкуматов с этим согласен — он убеждён, что амнистия не приведёт к повышению аварийности на российских дорогах, поскольку на неё уже давно влияют различные факторы помимо поведения водителей: надо учитывать ещё как минимум состояние дорог и автомобилей.

Если вы аккуратно, в соответствии со всеми требованиями ПДД едете по ужасной дороге, без разметки, без освещения, да ещё на старом убитом автомобиле — то в случае ошибки или стечения обстоятельств тяжесть последствий аварии будет очень серьёзной. В то же время, если вы едете на современном безопасном автомобиле по современной дороге, освещённой, с разметкой, отбойником, — то даже если произойдёт какая-то ошибка, скорее всего, с вами ничего не случится, — пояснил эксперт.

По его словам, сейчас основной вклад в уровень аварийности в России вносят дороги, их низкое качество и несоответствие современным условиям движения, а также старые автомобили, которые уже давно не отвечают требованиям безопасности.

Шкуматов отметил, что российские водители в целом нормально себя ведут на дорогах — даже на юге, где «приняты особые правила езды», всё «стало гораздо спокойнее». Поэтому, подытожил эксперт, идея административной амнистии для автомобилистов заслуживает поддержки и принятия — при условии внесения некоторых корректировок в сам текст проекта.

ПО КАКИМ ПУНКТАМ МОГУТ ОБЪЯВИТЬ АМНИСТИЮ

Глава 12 КоАП включает, в частности, такие пункты:

  • нарушение правил учебной езды;
  • нарушение правил перевозки людей;
  • нарушение правил движения в жилых зонах;
  • управление незарегистрированным транспортным средством;
  • использование мобильного телефона за рулём;
  • отсутствие полиса ОСАГО;
  • нарушение правил установки госномеров, спецсигналов, цветографических схем (например, такси или знака «Инвалид»);
  • отсутствие у водителя документов, предусмотренных ПДД;
  • наличие неисправностей, при которых эксплуатировать автомобиль запрещено;
  • вождение автомобиля с непристёгнутым ремнём безопасности или мотоцикла — без мотошлема;
  • нарушение запрета на управление транспортным средством;
  • нарушение правил перевозки грузов и опасных грузов;
  • нарушение правил использования внешних световых приборов, звуковых сигналов, аварийной сигнализации или знака аварийной остановки;
  • превышение скорости;
  • нарушение правил пересечения железнодорожных путей, движения по автомагистрали и проезда по перекрёстку;
  • проезд на красный свет светофора или запрещающий жест регулировщика;
  • нарушение правил маневрирования;
  • нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части, встречного разъезда или обгона, остановки и стоянки;
  • несоблюдение дорожной разметки или знаков;
  • отказ пропустить транспорт с включёнными спецсигналами или пешехода на «зебре»;
  • неуплата стоимости проезда по платной дороге.

Кроме того, в эту же главу входят пункты о нарушениях со стороны пешеходов (например, переход проезжей части в неположенном месте) и организаторов пассажирских перевозок, повреждении дорог и невыполнении предписанных законодательством обязанностей участника ДТП.