Мир знает её по маленькому чёрному платью, жемчугу, твидовому костюму и духам «Шанель № 5» — тем самым духам, которые Мэрилин Монро использовала в постели, не оставляя ничего другого. Но наследие Коко Шанель таит в себе гораздо более тёмное прошлое.
На протяжении десятилетий ходили слухи о сотрудничестве французской королевы моды с нацистами, ее романе с офицером гестапо и о том, что она, возможно, была немецкой шпионкой.
Новая книга, основанная на недавно рассекреченных документах французского Сопротивления и ранее не упоминавшихся источниках, раскрыла правду о том, чем занимался дизайнер во время войны.
«Война Шанель» Ричарда Уоллеса от издательства History Press появилась в продаже 5 сентября. В этой книге впервые подробно рассказывается о том, как, будучи объявленной предательницей, икона моды сумела бежать из Франции в Швейцарию через опустошенную страну, где бойцы Сопротивления отлавливали коллаборационистов.
Уоллес полагает, что она могла проделать столь длинный и опасный путь только с помощью организованных преступных группировок.
Габриэль «Коко» Шанель запомнилась как королева шика, сирота, которая сделала себя сама и освободила женщин от корсетов с помощью оригинального «мальчишеского кроя», жемчуга и твидовых костюмов. Однако, как описывает Уоллес в своей книге, реальность была далека от элегантности.
Когда немцы вошли в Париж в июне 1940 года, Шанель уже была иконой мировой моды, на нее работало более 4000 человек. Она водила дружбу с богатыми и влиятельными людьми Европы, включая Пабло Пикассо и Уинстона Черчилля. Ни разу не выйдя замуж, она была любовницей некоторых из самых влиятельных мужчин того времени, включая композитора Игоря Стравинского и чрезвычайно богатого герцога Вестминстерского.
Пока другие представители элиты бежали из Парижа, спасаясь от нацистов, Шанель осталась и поселилась в отеле «Ритц», который вскоре стал штаб-квартирой Люфтваффе. Хотя Коко закрыла свою студию на улице Камбон после оккупации французской столицы, ее бутик оставался открытым, чтобы солдаты фюрера могли покупать Chanel № 5 для своих возлюбленных в Германии.
Вскоре дизайнер — 57-летняя, но по-прежнему гламурная — вышла замуж за атташе немецкого посольства, барона Ганса Гюнтера фон Динклаге, который был моложе её на 33 года. Этот роман обеспечил ей роскошную жизнь, когда другие парижане голодали.
Уоллес считает, что Шанель делала лишь то, чему научилась, будучи ребенком, родившимся в бедности и отправленным в приют при монастыре в возрасте 12 лет.
«Она всегда была непревзойденным мастером выживания. Всю жизнь она делала то, что должна была делать, чтобы выжить. Она делала это без вопросов, без угрызений совести, без принуждения. Это был единственный известный ей способ, и он ей очень пригодился», — пишет автор книги.
Однако другие видели в ее сближении с нацистами нечто большее, чем просто способ выжить и защитить близких.
Шанель также пыталась прибегнуть к помощи своих нацистских друзей, чтобы вернуть парфюмерную компанию, которую сама в 1924 году продала деловым партнерам-евреям Пьеру и Полю Вертхаймерам. Она не знала, что те, предвидя проблемы, перед эмиграцией в США временно передали управление Parfums Chanel другому бизнесмену, который вернул им собственность после войны.
Связь Шанель с нацистами дорого обошлась ей. В обмен на услуги ей велели использовать свои связи среди союзников, чтобы помочь Германии. Она начала работать на абвер — военную разведку, — став агентом F-7124 и получив кодовое имя Вестминстер в честь своего бывшего любовника.
Ей приказали добывать политическую информацию у британских дипломатов в нейтральной Испании, поэтому в середине 1941 года на два месяца она отправилась в Мадрид под предлогом деловой поездки.
«Существует письменный отчёт об званом ужине, который Шанель устроила для британского дипломата Брайана Уоллеса, его жены и друзей. Часть ужина, как записал дипломат, представляла собой пустячные развлечения, призванные развлечь гостей. Но среди всей этой чепухи Шанель продвигала идею о том, что немцы, возможно, согласятся на перемирие со страной, которой они, скорее, восхищаются», — говорится в книге.
Эта миссия оказалась неудачной, а когда в 1944 году Шанель вернулась с другим заданием — передать Черчиллю, что старшие офицеры стремятся к прекращению войны, — её разоблачили как шпионку, и она бежала обратно в Париж.
Несколько месяцев спустя, в августе 1944 года, силы Свободной Франции вернули столицу, и Шанель оказалась в еще большей опасности, поскольку подозреваемых в коллаборационизме арестовывали одного за другим. Женщинам, спавшим с немцами, брили головы на улицах, а предателей расстреливали.
Уоллес говорит, что «величайшим подвигом, величайшим побегом, величайшим достижением» Шанель был побег из Парижа в Швейцарию от неминуемой смерти. Участники Сопротивления арестовали ее и допросили, но освободили всего через несколько часов.
Позже Шанель рассказала своей внучатой племяннице, что ее освобождение организовал Черчилль, но Уоллес считает, что ее спас бывший любовник — командир Сопротивления Пьер Реверди.
Освободившись, Шанель собрала сумки с деньгами и уехала в Швейцарию, где прожила в изгнании более десяти лет. Но Уоллес утверждает, что её побег был не таким лёгким, как могло показаться, и ей должны были помогать преступные организации.
«С их помощью у нее был доступ к быстрому, надежному автомобилю с неограниченным запасом бесценного тогда топлива, эскорту и профессионально изготовленным удостоверениям личности, которые можно было использовать в любой ситуации», — считает автор книги.
После побега Шанель обосновалась в Санкт-Морице, но, по словам Уоллеса, «жила в постоянном страхе быть убитой французскими фанатиками». Лишь в 1954 году она вернулась в Париж, где в возрасте 71 года устроила показ классического твидового костюма, который стал одним из ее фирменных изделий.
Коллекция, профинансированная великодушной семьей Вертхаймер, была встречена во Франции с презрением. Член Французской академии Мишель Деон, присутствовавший на показе, написал: «Мы наблюдали, как манекены проходили мимо в ледяном молчании».
Однако американские женщины с энтузиазмом приняли свободные костюмы и пиджаки, а такие звезды, как Марлен Дитрих и Грейс Келли, запланировали примерки. В течение года Шанель вновь стала влиятельной фигурой в мире моды.
Год спустя журнал Life писал: «Она влияет на все. В 71 год она приносит больше, чем стиль — революцию».