Сенатор Андрей Клишас в последние месяцы «прославился» двумя резонансными инициативами: первую назвали «законом о неуважении к власти» (проект подразумевает наказание — вплоть до ареста — за проявление неуважения к госорганам), вторую расценили как подготовку к «отключению интернета извне» (фильтрация трафика провайдерами, плановые учения на случай отключения от интернета).
Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального после этого выпустил расследование про Клишаса. У него нашли коллекцию часов за 163 млн рублей, а также оформленные на офшорные компании два участка земли и Maybach.
«Новая газета» выпустила большое интервью с главой комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, а Инфо24 собрал все самое интересное.
Закон «о неуважении к власти». Одна из двух наиболее известных инициатив Клишаса — законопроект, который вводит наказание вплоть до ареста за высказывание неуважения к власти. В интервью сенатор сказал, что не вносит законопроектов, не проконсультировавшись «с другими субъектами законодательной инициативы», но при этом отверг предположение, что на самом деле это была инициатива Кремля, которую он просто озвучил.
«Если бы это была четкая инициатива Кремля, то это было бы принято в очень ускоренном режиме, а эта инициатива пошла в совершенно обычную рассылку, она будет обсуждаться в январе, и я думаю, в феврале. Конечно, в Кремле есть еще ряд профильных управлений, где я тоже обсуждал законопроект», — сказал он, напомнив, что не отвечает за итоговую редакцию закона.
Журналист "Новой" спросил у Клишаса, будет ли считаться оскорблением власти, если Госдуму назвать «Госдурой», как это однажды сделал Владимир Познер в эфире Первого канала.
Сенатор ответил, что очень важен контекст высказывания, в том числе то, был ли в него заложен юмор. Нужно отстраниться от того, как фактически выглядит то или иное деяние, и установить состав преступления. Для этого нужно проанализировать мотив, и если высказывание было произнесено в контексте, не предполагающем оскорбить госорганы, то состава преступления нет.
«Важен тот основной посыл, то содержание текста, информации, месседжа, который содержит это высказывание. Так же, как в художественных произведениях есть мат, направленный на оскорбление кого-то, а есть художественный прием. [...] Если целью этих высказываний будет исключительно оскорбление, то да, это может быть расценено как состав», — сказал он.
Гражданское общество и иноагенты. Другое резонансное предложение сенатора называют «законом о суверенном Рунете» - власти собираются подготовить страну к возможному отключению от мирового интернета. Клишас связал свою инициативу с тем, что в РФ постоянно расширяется гражданское общество, но в тех местах, откуда уходит государство, появляются «различные неправительственные иностранные организации». По мнению Клишаса, «не раз доказано и показано», что эти организации получают деньги из бюджетов других государств.
«Они целенаправленно формулируют те позиции, которые институты гражданского общества должны представлять общественности как собственные. Понимаете, это не гражданское общество. Это не гражданское общество, когда государство отказывается от регулирования какой-то сферы, а на место государства приходят иностранные, по сути дела, государства, которые в лице своих зависимых институтов, которые, пусть и называются общественными некоммерческими неправительственными, начинают формулировать определенную повестку, начинают влиять на формирование общественного мнения, начинают в конечном итоге принимать участие в политической деятельности», — считает сенатор.
Он добавил, что это «должно быть запрещено всеми возможными законными средствами».
Расследование Навального. Клишас сказал, что не смотрел ролик ФБК, но знает его «по пересказам». В ответ на обвинения в коррупции сенатор сказал, что незадекларированное имущество — это, во-первых, не коррупция, а во-вторых, он все имущество задекларировал.
По мнению Клишаса, ФБК исчерпал ресурсы и «пересчитывает имущество, которое перечислено в декларациях тех или иных государственных деятелей». Сенатор не намерен подавать в суд на Навального.
О самом Навальном. Клишас учился с главой ФБК на одном потоке в РУДН, однако тесно не общался. Сенатор может многое рассказать про Навального, но «никогда не будет этого делать», потому что оппозиционер не производил на него впечатление человека, который изучает право, и не особо углублялся в те предметы, которыми занимался. По мнению сенатора, расследования Навального тоже страдают поверхностностью.
«Он выскакивает, у него все данные из открытых источников, и он преподносит это как какую-то сенсацию. Стиль работы определенный», — добавил Клишас.
Он помнит Навального «на лекциях и так далее». На Клишаса однокурсник производил впечатление «московского мальчика-мажора» и якобы часто менял свои взгляды: «От фактически неонацистских взглядов он перешел к ультралиберальным, от либеральных он теперь перешел к популистско-социалистическим», — сказал он.
Отключение России от мирового интернета. Сенатор пояснил, что не является техническим специалистом и не знает, как это возможно с точки зрения техники, однако «ему объясняли», что такая возможность существует, если определенным образом выстроить конфигурацию.
При этом отключение России от интернета Клишас связал с возможным политическим давлением со стороны США.
«США и часть европейских стран препятствуют строительству газопроводов, которые очевидно выгодны Европе. Все делается исходя исключительно из политических соображений. Вот посмотрите выпуски новостей: вы увидите, что в Косово создается армия — в обход всех международных соглашений, потому что «политическая целесообразность». Мы живем в эпоху, когда любые юридические и экономические соображения уступают политической целесообразности. И мы должны создавать механизмы для защиты от такой ситуации», — сказал сенатор.
https://www.youtube.com/watch?v=iuHe_kbXN6A