На российском рынке продается немало импортных товаров, цены на которые должны были бы снижаться одновременно с курсом доллара, но этого не происходит из-за «эффекта храповика». Об этом Инфо24 заявил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
По его словам, в потребительской корзине среднестатистического россиянина импортные товары составляют около 35 процентов.
«Это критический импорт — бананы, ананасы, кофе, киви, конфеты, какао-бобы плюс холодильники, телевизоры, бытовая техника», — уточнил экономист.
Теоретически при ослаблении доллара эти товары должны дешеветь — с отставанием приблизительно в четыре-пять месяцев от снижения курса американской валюты, потому что в течение этого интервала «те, кто закупался, продают тот товар, который купили по более высокому доллару».
Соответственно, рассуждает Остапкович, падение цен на импортные товары должно стать ощутимым в начале мая, на майские праздники или в начале июня. Однако, признал эксперт, этого может и не произойти — из-за «эффекта храповика».
«Это в механике есть такой механизм, который не даёт колёсам проворачиваться назад. Вперёд едут они с удовольствием и быстро, а назад наши предприниматели редко начинают снижать цены», — констатировал экономист.
Тем не менее в любом случае продавцы будут вынуждены снизить цены из-за конкуренции на рынке.
«Если конкуренты будут снижать, значит, будет и общее снижение. То есть теоретически бытовая техника, холодильники должны сейчас пойти на снижение», — прогнозирует Остапкович.
При этом он уточнил, что на цены может повлиять развязанная президентом США Дональдом Трампом торговая война, которая создает «огромный фон неопределенности».
Напомним, ранее Остапкович заявлял Инфо24, что причиной ощутимого укрепления рубля по сравнению с долларом может быть тайная договоренность между Минфином и Центробанком для снижения уровня инфляции.