sunny
14°С Москва
USD 94.09
EUR 100.53
BTC 64,288.01
18:41 17 ноября 2021
Общество

Эксперт объяснила уникальность жалобы в ЕСПЧ о принудительном обрезании девочки из РФ

Медицинский адвокат: жалоба о принудительном обрезании девочки из Ингушетии может стать прецедентом

ЕСПЧ зарегистрировала жалобу о проведении женского обрезания девочке из Ингушетии, сообщила журналистам юрист «Правовой инициативы» (включена в список НКО-иноагентов) Татьяна Саввина, которая представляет интересы россиянки. Суть претензии заключается в том, что законодательство РФ не защищает детей от подобных операций. Медицинский адвокат Ирина Гриценко в беседе с Инфо24 отметила, что этот случай может стать прецедентом. Во-первых, организация получит право подавать жалобы в европейский суд, а во-вторых, впервые третье лицо, не связанное с потерпевшим ребёнком, будет представлять его интересы.

То, что жалоба зарегистрирована, не означает, что её будут рассматривать. Сначала ЕСПЧ проверяет, имеет ли право лицо подавать жалобу от имени потерпевшего. Но это дело может стать прецедентом, если оно будет принято в производство или даже завершится победой. То есть от лица ребёнка смогут действовать не только родители, но и третьи лица, не связанные с ним, — пояснила эксперт.

Кроме того, если жалобу зарегистрируют, это означает, что "Правовая инициатива", у которой, судя по всему, была информация об этом медицинском вмешательстве, может подавать жалобы в ЕСПЧ. Не знаю, есть ли у них на руках все документы от родителей [пострадавшего ребёнка], — добавила Гриценко.

Дело в том, что сейчас, продолжила медицинский адвокат, довольно сложно подать жалобу в ЕСПЧ, нужно соблюсти несколько условий. Во-первых, должны быть исчерпаны все законные способы доказать свою правоту. Далее нужно собрать большое количество документов и пройти две инстанции, пояснила она.

Во-вторых, в России крайне мало специалистов, которые работают с ЕСПЧ и могут правильно подать жалобу, подчеркнула Гриценко, потому что это довольно узкая область. Также нужно учесть, что европейский арбитраж будет время от времени требовать прислать дополнительные документы, заметила эксперт.

Кроме того, оплачивать услуги юристов [много лет] довольно дорого, а так как разбирательства тянутся годами, то ещё и не все верят, что могут выиграть, — уточнила адвокат. Именно поэтому такие жалобы не доходят до ЕСПЧ, считает она.

17 ноября стало известно, что Европейский суд по правам человека зарегистрировал поданную Саввиной жалобу на проведение женского обрезания несовершеннолетней россиянке. Иск связан с уголовным делом о проведенной клиторэктомии в магасской клинике «Айболит» в 2019 году. Гинеколог Изани Нальгиева, которая проводила операция, стала фигурантом дела о причинении лёгкого вреда здоровью. Эксперты отмечали, что другие причастные лица смогли избежать наказания.

При этом в жалобе Саввиной подчёркивается, что претензия у истцов не к следователям, а к пробелам в российском законодательстве, которая, по их мнению, никак не защищает детей от калечащих операций. По словам юриста, в России пытались провести такой законопроект в 2016 году, но в итоге его не одобрили.

Кроме того, указала Саввина, у дел по статье о причинении лёгкого вреда здоровью срок давности — 2 года, что совершенно бессмысленно в таких ситуациях, так как «маленькие дети молчат, а взрослые женщины, готовые заявить об истязаниях в детстве, уже не могут рассчитывать на рассмотрение своего заявления». По словам правозащитников, ежегодно фиксируется минимум 1240 случаев клиторэктомии в Дагестане и Ингушетии.

В 2018 году издание «Медуза» (признано СМИ-иноагентом) сообщило, что московский медицинский центр «Бест Клиник» предлагал проведение женского обрезания. Росздравнадзор эту информацию подтвердил и подчеркнул, что «проведение такой операции в отношении малолетних девочек не допускается в соответствии с принципами законодательства об охране здоровья граждан».

Дело в отношении Нальгиевой, которое возбудили в 2019 году, до сих пор продолжается. Юристы несколько раз жаловались в СУ СКР по Ингушетии, требуя уголовного преследования за действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста, но получили отказ из-за «отсутствия состава преступления». Гинеколог заявила, что «исправляла патологию» и провела операцию «по медицинским показаниям».