sunny
14°С Москва
USD 94.09
EUR 100.53
BTC 64,091.62
19:02 10 февраля 2023
Экономика

«Это совкодрочерство»: экономист выступил против привилегий для товаров регионального производства

«Переездили по Парижам»: экономист Потапенко разнёс законопроект о привилегиях для региональных товаров в торговых сетях

«Получается полная ***** [плохая ситуация]», — так экономист и предприниматель Дмитрий Потапенко прокомментировал Инфо24 идею обязать торговые сети торговать продукцией местных производителей. Такой законопроект разработал глава сенатского комитета по экономике Андрей Кутепов.

По словам Кутепова, эта мера станет поддержкой для населения (за счёт создания рабочих мест) и региональных производств, включая производителей «товаров, для обозначения которых используется географическое указание или наименование места происхождения».

А что такое товар-то местный? — задаётся вопросом Потапенко. — Вот если кока-кола иранская — она чья? А огурцы, например, приехавшие в Москву? Они чьи, если они луховицкие? Если исходить из инициативы [Кутепова], луховицкие огурцы должны быть однозначно убраны, потому что есть подмосковные огурцы. И получается полная ***** [плохая ситуация].

По словам экономиста, в России нет регионов, где полностью выращивался бы собственный товар — он откуда-то прибывает и, более того, является составным, поскольку «картошка выращивается из голландского материала с использованием польских гербицидов и зарубежных тракторов».

Потапенко отметил, что «этот заход» продолжается в России уже два десятилетия — когда яблоки «ред чиф» на полках отечественных магазинов «почему-то сербские», а креветки «долгое время были белорусскими». Поэтому, считает экономист, предложение Кутепова уже реализовано.

Только реализовано оно, естественно, не в производстве креветок в Белоруссии и яблок «ред чиф» в Сербии , а в том, что все трахаются, попросту говоря, с перебивкой документов. И точно так же будет — просто усложнит жизнь всей товаропроводящей цепочки, — предупредил эксперт.

По прогнозу Потапенко, единственным эффектом от реализации предложения Кутепова будет удорожание товара, на котором «заработают посредники, а потребитель потеряет ценность».

В цепочке возникает несколько посредников, и каждый за переписку документов или какую-то переработку — чем больше, тем лучше — получает свой доход. Цепочки надо сокращать, а не удлинять, — убеждён экономист.

Что касается фигурирующих в законопроекте Кутепова «товаров, для обозначения которых используется географическое указание или наименование места происхождения», тут Потапенко напомнил историю родины шампанского.

Я понимаю, что сенаторы у нас переездили в свое время по Парижам, ЛондОнам и всему остальному. Чтобы Шампань стала Шампанью, прошло 300 лет, именно поэтому там возникает географическое обозначение. Коньяк — тоже только исключительно с конкретной территории, по-другому не бывает. У нас 300 лет не прошло, — подчеркнул предприниматель.

Более того, как считает Потапенко, в России вообще не существует брендов и вина за это лежит именно на чиновниках. В пример он привёл легендарный автомат Калашникова.

У нас даже автомат Калашникова не наш бренд, потому что если брать его с точки зрения массового производства — он китайский. Потому что мы в своё время просто распродали лицензии налево-направо. И теперь, как говорится, всё, что у нас есть, — это могила Михаила Калашникова. Но это всё очень временно. Время пройдёт, и все забудут, кто его (АК. — Инфо24) изобрёл, — рассуждает экономист.

По словам Потапенко, государство должно стимулировать и поддерживать производителей в сфере налогообложения и за счёт снижения процентных ставок — то есть «лезть в то, чем они не занимаются». Реализованные до сих пор инициативы эксперт оценивает скептически — во всяком случае с точки зрения производителей и потребителей.

У нас есть «Честные знаки», «Платоны» и ЕГАИСы, а это всё повышает расходы. Люди занимаются тем, что, с одной стороны, своими руками поднимают планку входа на рынок, а с другой — лезут в механизм, который сами не понимают абсолютно, и делают это уже десятилетиями. Именно поэтому у нас сейчас, собственно говоря, можно найти фотки, где российские огурцы стоят 559 рублей в розницу — запредельная цена абсолютно, — объясняет Потапенко.

Он убеждён, что если бы российские чиновники и законодатели озаботились снижением процентных ставок и стиранием административных барьеров, ситуация начала бы меняться к лучшему без всяких принудительных для ретейла инициатив.

Это их, как говорится, друганы делают «Платоны», ЕГАИСы, «Меркурии». У нас огромное количество неналоговых ставок и платежей, которые вкладываются в стоимость. Почему-то этим они не занимаются — а потому что это их кормушка. Они швейцары, которые стоят на пути реального простого труда, которым занимаются производитель, логист и трейдер, все эти звенья нужные. Создать какую-нибудь комиссию, подкомиссию, потом ставить какую-нибудь бирочку — собственно говоря, откуда возник этот так называемый «Честный знак», откуда мы с вами платим за все флешки Михалкову? Всё это из тех же источников — понемножечку, но ручейки свои они делают, — уверен Потапенко.

Он называет подобные инициативы «совкодрочерством» и призывает не «нагибать ретейл» сборами за «наклеивание каких-нибудь марочек по 10 рублей на каждый товар».

Что ретейл наживается — с тем же успехом можно сказать, что он торгует светом, холодом и чистотой на полах. И это будет правда. Потому что вы не придёте в засранный магаз без света и без оборудования, какой бы там продукт ни был, — подытожил экономист.